Про подогрев ручек Oxford. Утепляем себя и мотоцикл Схема подключения через реле

Этим материалом мы открываем серию, посвященную различным доработкам штатных систем мотоцикла. Чем многие из нас и занимаются в свободное время. Кто в собственном гараже, кто в мастерских друзей. Мы полируем облицовки, прикручиваем дуги и слайдеры, устанавливаем ксеноны и диоды. А начать в пику зиме мы решили с разговора о том, как сделать езду на мотоцикле в холодную погоду комфортнее и приятнее.


Исправный человеческий организм всегда пытается поддерживать комфортную температуру. Но если ветер активно охлаждает кожу, то и при ноле градусов можно замерзнуть столь же быстро, как и в лютую стужу. Поэтому бороться за тем пературный комфорт важно одновременно в двух направлениях: защищаясь от ветра и подогревая себя снаружи. Для защиты рук от ветра отлично подходят пластиковые кожухи, устанавливаемые на руль - такие как на многих эндуро. Однако необходимо учитывать стиль мотоцикла. На эндуро или стрите подобные детали будут смотреться гармонично, достаточно подобрать подходящий цвет и крепления (армированные алюминиевой полосой, кроме того, отлично противостоят падениям и практически не трескаются даже на морозе).

Штатная туринговая защита BMW

Но на чопперы и круизеры пластмассу ставить нельзя, поэтому придется поискать что-то более подходящее, например, прозрачные лопушки из поликарбоната на хромированных креплениях. В Европе и США популярны теплые чехлы на руль (Muff s). Вещь достойная, но у нас не прижившаяся. Там «муфты» вместе с «передником» (как и шлемы) спокойно оставляют на мотоцикле. У нас им, скорее всего, быстро приделают ноги. Тем не менее, если планируете путешествовать по зимней Европе, они вам обязательно пригодятся. Конечно, свой вклад в защиту от ветра вносит и лопух ветрового стекла – чем он больше, тем лучше (конечно, в пределах разумной парусности).

Такие теплые муфты на руле очень популярны в Европе. А скутеристы часто в дополнение к ним используют непромокаемый и не продуваемый фартук.

Такие прозрачные лопушки неплохо смотрятся на чоппере

Но как бы мы ни защищались от ветра, рано или поздно холод возьмет свое. Предотвратить промерзание рук (или хотя бы оттянуть этот момент) поможет подогрев рукояток руля. Вместе с защитой и качественными перчатками подогрев дает потрясающий эффект. Можно спокойно передвигаться при нулевых (и даже ниже) температурах, не боясь обморозить пальцы. Хотя холодный алюминий рычагов, конечно, чувствуется и через слой утеплителя. При желании рычаг можно сделать теплым, облачив его в термоусадочный кембрик. Изолентой обматывать металл не стоит: во-первых, она быстро протрется, а во-вторых, палец перестанет скользить и дозировать усилие будет сложнее. Подогревы рукояток выпускают разные компании, и разброс цен на них велик. К тому же кто-то самостоятельно изготавливает подогрев для своих мотоциклов. Какой вариант ваш? Давайте разберемся. Самостоятельно изготовить спираль подогрева достаточно просто из нихромовой проволоки, реле, реостата и прочих подручных средств (изолента, алюминиевый скотч, термоусадочный кембрик). На места установки ручек наматываем термоизолятор, а поверх несколько витков нихрома (некоторые прокладывают между витками термостойкую нить, чтобы они даже случайно не соприкасались). Подключаем концы проволоки через реле и предохранитель к аккумулятору, управление подсоединяем через тумблер или реостат к замку зажигания. Основная проблема здесь не в том, как правильно подключить нагревательный элемент, а как потом надеть на него ручки. Чаще всего приходится заменять родные резинки на более мягкие. Проще владельцам чопперов, которые могут сшить их из кожи. Еще одна сложность – обеспечение свободного вращения ручки газа.

Установочный комплект ручек с подогревом

Комплект элементов обогрева. Их можно использовать для ручек (особенно неподвижных, как на снегоходах или ATV) или вшить в спинку сиденья (где почти нет деформаций).

Провод, обеспечивающий подогрев, должен быть достаточно гибким и иметь надежный контакт с проволокой. Менее творческий, но тоже очень доступный вариант – покупка универсальных вкладышей. Такие листочки стоят не более 800 руб. за пару. Они абсолютно плоские, и родные ручки на них заходят удовлетворительно. Однако может встретиться та же проблема, что и с первым вариантом. На снегоходах и четырехколесниках ручка газа не вращается, поэтому зачастую на вкладышах не предусмотрен гибкий провод, необходимый для свободного вращения «газа». Самый распространенный, хоть и самый дорогой способ получить подогрев руля – приобрести готовый набор рукояток (заметим, на современных мотоциклах он зачастую входит в состав штатного оборудования, а при продаже на вторичном рынке на цену практически не влияет – так что можно просто найти свою комплектацию). Простота установки и внешняя эстетика, пожалуй, окупят вложенные средства. Но важно подыскать нужный набор. Ведь диаметры мотоциклетных рулей отличаются – 22 мм на большинстве дорожников, в то время как на чопперах чаще устанавливают руль толщиной 25 мм. В отличие от подогрева руля печкой под обивкой сиденья могут похвастаться редкие мотоциклы.

Комплект обогрева мотоциклетного седла

Поэтому те, кто зимой не ездит в стойке, задумываются и о подогреве пятой точки. Тут требования к прочности нагревательного элемента выше, а готовых предложений меньше. При подборе нагревательного элемента стоит ориентироваться и на его мощность: не менее 30 Вт и – без регулятора – не более 60 Вт. Хорошо зарекомендовали себя недорогие автомобильные коврики (например, «Емеля»), но седло, разумеется, приходится отдавать в перетяжку. Наконец, самый, пожалуй, действенный, но дорогой способ – использовать одежду с электроподогревом. Ее выпускают различные фирмы (например, Gerbing, Tourmaster) и во множестве вариантов. Есть системы, включающие полный комплект обогреваемой экипировки: куртка, штаны, сапоги, перчатки и даже жилетки и носки! Теплоотдача каждого элемента современного экипа регулируется отдельно, а соединены они между собой лишь одним разъемом. Большинство комплектов питается от 12 В, но есть и с автономным питанием – от встроенной батарейки (правда, как правило, это лишь одна вещь – куртка, брюки или жилетка). Словом, простор для зимнего тюнинга огромный. Главное – не забывать, что электрическую нагрузку на генератор нельзя увеличивать до бесконечности. А о том, как повысить энерговооруженность электроустановки мотоцикла, мы поговорим в одном из следующих номеров.

C приходом холодов уже в ноябре кататься стало холодно, особенно рукам, и особенно, если моросит дождь. Стоит проехать хотя бы километр, пальцы деревенеют и начинают колоть иголками. Без подогрева ручек кататься практически невозможно, даже в перчатках.

Приходилось периодически останавливаться и греть руки под выхлопным отверстием глушителя, вот так:

Способ, конечно, действенный, но всё время так кататься не будешь.

Я заранее заказал у китайцев неплохие ручки с подогревом, они как раз вовремя приехали, однако на мой квадрик не подошли, курок газа упирался в боковину ручки. Очень, очень жаль, ведь сами ручки были очень качественные, хорошая и не вонючая резина, отличная сборка, в общем, ручки просто сказка, и всего 28 долларов! Но увы, не лезут – значит, не лезут. (На скутер или мотоцикл они отлично подойдут, так что если кому надо – пишите, отдам по себестоимости).

А зима-то уже на носу! Пришлось в скором темпе искать альтернативное решение, и я решил вот что: куплю у китайцев на сезон самый дешёвый подогрев (вы его видите справа на фото), его цена около 7 долларов. А потом уж, к следующей зиме, найду что-нибудь более подходящее.

Этот подогрев приехал ко мне уже в конце декабря, когда даже в толстых перчатках кататься было холодно несмотря на то, что погода была, в общем-то, не совсем зимняя – что-то в районе -5°C.

Что собой представляет китайский подогрев? Это целый комплект: собственно, две плёнки – термоэлементы, провод с тумблером, скотч и термоусадка. Всё это – китайское в самом китайском смысле слова. То есть, провод жиденький, но в толстой трубке, скотч такой, что рвётся, но не разматывается, а термоусадочная трубка требует большой сноровки и чуть ли не особого обряда, чтобы усадить её ровно.

Поскольку я этот подогрев планировал как временное решение на один сезон, то я решил ничего не делать культурно. Культурно – это провода под капот, тумблер куда-нибудь на крыло или на крепление на руль. Неохота. Единственное, что я сделал – заменил китайский провод между термоэлементами на русский, он подлиннее и покомпактнее.

Итак, я приложил плёнку к старой рукоятке, надел на неё термоусадочную трубку и «усадил» её феном. Дело было в -20°C, но ничего, небольшой ритуал с феном – и всё сделано.

Получилось вот так, хоть плёнка и не на всю ширину, но этого вполне достаточно:

Провод просто воткнул в прикуриватель. А то зачем этот прикуриватель нужен – пусть выполняет какую-то работу:).

Выключатель просто повесил в щели приборной панели. Он там никак не закреплён, но и не вываливается, так что пользоваться им вполне сподручно.

Несмотря на мороз, я сразу же покатил тестировать подогрев. Впечатления от первой же поездки просто супер! Ну, что я могу сказать – это праздник, реальный праздник! Если бы не набегающий поток холодного воздуха, можно было бы ездить без перчаток.

Подогрев жарит, что надо:). Несмотря на то, что мощность этих элементов очень невысока (я думаю, не более 10 Вт суммарно, хотя и не замерял точно), даже в -20°C рукам тепло, очень тепло! Конечно, я катался зимой в тёплых перчатках, но без подогрева даже в них руки промерзали очень быстро, а теперь можно кататься сколько угодно. И когда подогрев проработает продолжительно время (ну, как минимум минут 40), уже и штатные ручки с рулём прогреваются настолько, что рукам становится жарко.

В комплекте, к сожалению, нет подогрева курка, это обидно, потому что курок тоже надо подогревать. Иначе большой палец мёрзнет. Но тем не менее, когда вся кисть в тепле, то и в большой палец поступает тёплая кровь, и ему в мороз уже гораздо легче.

Нет также и регулятора мощности нагрева, но за такую цену было бы странно требовать и его. Поэтому при перегреве приходится щёлкать тумблером. А так, больше никаких претензий у меня нет.

Сейчас ко мне уже приехали другие ручки с подогревом, которые я буду ставить ближе к осени (поставил и написал в ). А пока мой вердикт такой: очень рекомендую, дёшево и практично!

И оставшись им полностью удовлетворенным, задумался я о подогреве ручек.

Идея и воплощение её в жизнь - целиком и полностью принадлежит тов. Шлансу, за что ему честь и хвала. При грамотном подходе, себестоимость подогрева стремится к нулю.

На моем мотоцикле данный подогрев был установлен еще летом, и отлично зарекомендовал себя в прохладную погоду, позволяя ездить даже в "перчатках без пальцев" осенними ночами по Подмосковью.

На данный момент подогрев уже установлен на трех из четырех Волков, ездящих с моим подогревом седла.

Для подогрева нам понадобится:
1. Акустический провод от 2,5 до 4-х метров (из тех в прозрачной, типа силиконовой изоляции, и вроде как бескислородные или вакуумные, в общем продаются в любом магазине запчастей. Выбраны за счет своей мягкости и распространенности)
2. Термоусадка диаметром 40 мм. Около 20 см (зависит от длинны ваших ручек)
3. Полоски кожи (обернуть готовые ручки)
4. Клей типа Момент секундный ГЕЛЬ (именно ГЕЛЬ, с ним проще работать)
5. Нихромовая нить в качестве нагревательного элемента, толщиной от 0,4, до 0,6мм
Нить можно либо купить (благо продается сейчас во многих местах), либо (как сделали мы) - вытащить из старого ТЭНа от стиральной машины! (валом встречаются на пунктах приема чермета)
Если вы выбрали ТЭН – то его придется аккуратно разрезать болгаркой вдоль, с двух сторон, дабы потом как скорлупу открыть корпус ТЭНа и извлечь спираль.

И так нить у нас в руках.
С помощью мультиметра замеряем потребляемую мощность нашей нити. Удлиняя или укорачивая нить - добиваемся показателя 1,5 Ампер. Экспериментальным путем удалось выяснить, что это оптимальная характеристика для подогрева одной ручки.

Затем осторожно продырявив родную резиновую ручку, продеваем нить и начинаем обматывать её вокруг ручки.





Намотав спираль, фиксируем её на время от разматывания стяжками.

Затем продеваем внутрь руля наш акустический провод.
Для правой ручки газа, провода оставляем с запасом, дабы он не мешался при повороте ручки.

Так как к нихромовой проволоке припаять медный провод не получится в силу физико-химический перипетий - делаем банальные скрутки.
Главное что бы витки нити не соприкасались друг с другом.
Для того чтобы в финале скрутки и провода не выпирали из ручки, делаем для них специальные канавки.
ОСТОРОЖНО! Не прорежьте ручку до метала!



На получившуюся конструкцию одеваем термоусадку и усаживаем.

Подрезаем термоусадку, заправляем провод внутрь руля (незабываем про запас на демонтаж и поворот ручки!) и приклеиваем сверху на клей Момент Гель - полоску кожи.



Если ручка Домино - надеваем декоративный колпачок.

ЗЫ. Колпачки на ручках домино часто отламываются и теряются из-за убогой конструкции крепления внутри ручки. Решение проблемы как всегда в простом.
Берем обивочный саморез от салона ВАЗ классики (с большой плоской шляпкой) и вкручиваем его во внутреннюю часть колпачка.
Затем вращательным движением накручиваем его обратно на ручку.
Шляпка самореза проходит внутрь и надежно там фиксируется. Демонтаж колпачка происходит в обратном порядке.

Повторяем процедуру для второй ручки. Провода выводим как кому нравится. Можно все убрать в руль, можно на левой ручке провода вывести под пульт (не придется сверлить руль) и затем пустить их по рулю вместе с проводами левого пульта.

Включатель каждый может заколхозить по своему вкусу. ;-)

/ 67
Подробности устанавливаются не на все снегоходы . В то же время, они являются приятной и нужной опцией на любом снегоходе и многой мототехнике. Конечно, вы знаете, что есть готовые ручки с подогревом, которые устанавливаются вместо обычных ручек. Стоимость таких комплектов, обычно весьма высока, а ремонтопригодность низкая из-за того, что нагревательные элементы залиты в резину ручек. Рассмотрим бюджетный вариант, который греет не хуже именитых брендов и при необходимости легко чинится.

Сняв ручки с руля, оцените их эластичность. Если они выполнены из грубого материала и плохо тянутся, тогда с трубы руля в местах посадки ручек, следует снять краску. Установленные нагревательные пластины компенсируют удаленный слой краски, и резиновые ручки легко оденутся на свои места. Старайтесь не оставлять глубоких задиров на металле - нагревательные пластины хорошо клеятся на гладкую поверхность. Очень эластичны ручки старого образца от снегохода Буран. За счет эластичности, они легко устанавливаются, вне зависимости была, снята краска с руля или нет. По посадочному диаметру эти рукоятки взаимозаменяемы с ручками руля от снегохода Тайга

Если поверх руля не установлен декоративный кожух, как например, на снегоходах Тайга или Ямаха Викинг, тогда перед установкой нагревателей, следует продумать расположение проводов отходящих от них. Провода не должны мешать органам управления, например курку газа и должны быть защищены. Понимайте, что проложенные провода по передней части руля (дальней от водителя), быстро отрываются встречными ударами веток.

Выберите один из способов прокладки проводов:

  1. Проложить провода питания в дополнительном кембрике, по сторонам руля, обращенным к водителю.
  2. Организовать поверх трубы руля защитный кожух, например, из гофрированного шланга подходящего размера. Если на руле нет стропы, и при активной езде вы держитесь за руль в разных его местах, дополнительный кожух будет не удобен. В остальных случаях кожух не мешает.
  3. Проложить провода питания внутри трубы руля и вывести их в средней части руля, в месте крепления руля к рулевой колонке. Пара отверстий небольшого диаметра на жесткости руля ни как не сказывается. Незначительная сложность будет с «выуживанием» проводов в месте выхода из трубы руля. На входе и выходе проводов через трубу руля, применяйте защиту проводов от истирания о кромки отверстий. Можно применить специальные резинки от чего либо, или пропустить провода через кусочки кембрика вставленных в отверстия. Или воспользоваться термопистолетом, клеем, которого залить отверстия лишая провода подвижности и соприкосновения с кромками. При использовании этого способа, место для ввода проводов в трубу руля, сверлите так, что бы резиновые ручки закрывали отверстия. Место выхода проводов из трубы руля, выбирается в зависимости от конструкции крепления руля и угла его подъема. Этот способ обеспечивает надежную защиту проводов питания, сохраняет эстетичный вид руля, а провода не мешают органам управления

Если необходимо, обезжирьте трубу в месте установки нагревателей. Снимите бумажную подложку нагревательного элемента, закрывающую клеевой слой. Приклейте пластину к трубе руля, разглаживая от середины к краям. Если края пластины будут отклеиваться, для фиксации кромок, можно применить скотч


Закончив с этапом проклейки нагревателей ручек руля, установите резиновые ручки на места. Как надеть ручки на руль, описывает статья . Если силы рук не хватает, тогда можно осадить рукоятки ударами киянкой по торцу ручек, одновременно натягивая ручку рукой. Внимательно следите, чтобы кромки нагревательного элемента зашли под резину без загибов

В случаях, когда краска с руля не снималась, и рукоятки не осаживаются на руль, можно попробовать увеличить эластичность резины. Для этого, перед установкой, резиновые ручки держат около минуты в кипящей воде. Разогретая резина более эластична. Перегревать резину нежелательно.

Осадив ручки на места, снова проверьте работоспособность нагревателей ручек, подав напряжение 12В, например, от аккумуляторной батареи. Если все сделано правильно, тогда ручки должны нагреться. После нескольких прогревов, мыльный раствор высохнет. Убедившись, что все работает, установите руль на место и займитесь стационарным подключением.

Подключение ручек с подогревом не представляет сложности. С каждого нагревательного элемента выходит по два провода, не имеющих полярности. Провода могут быть подключены в любой последовательности к плюсу и минусу, к источнику постоянного или переменного напряжения после стабилизатора напряжения (нельзя подключать подогрев, напрямую с проводов магдино минуя регулятор напряжения). Выбрав место подключения в проводку снегохода, обязательно замерьте выходное напряжение при различных оборотах двигателя. Можно рекомендовать установить на провода питания несколько соединительных разъемов – на случай, если при ремонтных работах, рулевую колонку или руль необходимо будет снимать. Контакты должны быть хорошего качества, иначе под нагрузкой они быстро выгорят.

Способы подключения ручек с подогревом:

Без тумблера Вкл/Выкл, напрямую, на 100% мощности. Нагреватели будут работать всегда когда запущен двигатель;

На 100% мощности с применением тумблера Вкл/Выкл. Подогрев руля можно будут отключать и включать по необходимости;

На 50 или 100% мощности, через тумблер со встроенным сопротивлением и режимами Вкл/Выкл/Вкл. Такой тумблер позволяет включать подогрев ручек руля на 50 или 100% мощности. Подключение выполняется по схеме

Если при установке подогрева руля, устанавливается и подогрев курка газа, тогда он может быть подключен в общую схему на постоянную мощность 100%.

По окончанию работ, запустите двигатель, включите подогрев ручек

Купил я значится этот замечательный девайс в прошлом году на ебее из штатов.
Поставил значится и благополучно отъездил весь сезон.
Нареканий не было.

Давеча пошёл в гараж заводит мот после зимы.
Мот прочихался на прошлогоднем бензине, завёлся и я ощутил тепло ручек, но при этом управляющий блок на руле не падовал признаков жизни и на нажатие кнопок не реагировал.
Это меня огорчило.

Рассудив, что никакой гарантии я не получу, решил сам разобрать девайс что бы понять. в чём фишка.
Сначала открыл блок на руле. Ничего криминального там не обнаружил, но качество разводки проводов огорчило, а гидроизоляция была вполне нормальная.

Озадачился, в чём же тогда может быть проблема.
Немного подумав, вспомнил что есть ещё второй блок же!
Он у меня стоял под правой боковой крышкой под седлом.
Когда его отрывал от липучки, почувствовал что он как бы тёплый.
Вскрыв его был не приятно удивлён.
Во первых он был на четверть примерно полон воды и на стенках присутствовали практически отложения солей.

Во вторых контакты на плате окислились и даже местами поржавели фактически. При попытке немного окись сковырнуть, покрытие платы с дорожками начало отслаиваться от печатной основы.

В общем этот блок умер, что меня сильно огорчило.

Подумав о том, как такое могло получится понял в чём фика.
И так по порядку:
1) Второй блок, центральный, не рулевой, почти не имеет гидрозащиты. В месте входа проводов в блок как бы есть резиновые заглушка, но они прилегают не достаточно плотно и ничем, наподобие резинового клей, как на рулевом, не проклеены. В результате сквозь них может проникать вода.

2) Из-за того, что длина контактов на акум до центрального до блока и от него до рулевого блока вышла достаточно ограниченная, пришлось его тогда поставить именно в том месте, как я помню, а так как провода к нему приходили сверху, поставил его контактами кверху, потмоу что иначе все провода сильно перегибались.
3) Перед закрытием сезона заехал на мойку и помыл мот. Возможно тогда и залилась вода. Хотя может и в течении сезона заливалась в дожди понемногу, т.к. на работе моц стоял под дождём. На на мойке просто долилась какая то большая масса, но на тот момент это никак не повлияло на работу, т.к. в гараж приехал после мойки и заезда на гору, с исправно работающем подогревом.

Итоги:
1) Остался без подогрева, а так привык к нему. Теперь думаю какой покупать и где. У того же ебейного продавца позиция подражала на 20 баксов. Но доставка упала на 10....
2) Если буду брать снова такой же, то проклею эти разъёмы и щели резиновым клеем, что и всем советую.
3) Возможно попробую поменять место установки центрального блока, но не факт, что позволят провода.

Так что совет всем покупателям данного девайса внимательно выбирать место установки центрального блока, и проклеивать его по кругу, на всякий случай, резиновым клеем если место не очень удачно.

З.Ы. Как бы на оксфорд не гоню, но то что центральный блок оказался почти не защищён от воды конечно сильно огорчило и испортило впечатления.
З.З.Ы. Ссори за качество фоток, но как бы мобильник в не самом светлом гараже.