Неизвестные племена и народы. Современные племена, которые по-прежнему живут в каменном веке

Интересно, была бы наша жизнь намного спокойнее и менее нервной и суетливой без всех современных технологических достижений? Наверное, да, но вот комфортней – вряд ли. Теперь представьте себе, что на нашей планете в 21 веке преспокойно живут племена, которые запросто без всего этого обходятся.

1. Ярава

Это племя живет на Андаманских островах в Индийском океане. Считается, что возраст Ярава от 50 до 55 тысяч лет. Они мигрировали туда из Африки и сейчас их осталось около 400 человек. Живут Ярава в кочевых группах по 50 человек, охотятся с луками и стрелами, ловят рыбу в коралловых рифах и собирают фрукты и мед. В 1990-е годы индийское правительство хотело предоставить им более современные условия для жизни, но Ярава отказались.

2. Яномами

Яномами ведут свой привычный древний образ жизни на границе между Бразилией и Венесуэлой: 22 тысячи живут на бразильской стороне и 16 тысяч на венесуэльской. Некоторые из них освоили обработку металлов и ткачество, но остальные предпочитают не контактировать с внешним миром, который грозит нарушить их многовековой быт. Они отличные знахари и даже умеют ловить рыбу с помощью растительных ядов.

3. Номоле

Около 600-800 представителей этого племени живут в тропических лесах Перу, и только примерно с 2015 года они начали показываться и осторожно контактировать с цивилизацией, не всегда успешно, надо сказать. Они называют себя «номоле», что означает «братья и сестры». Считается, что у людей Номоле отсутствует понятия добра и зла в нашем понимании, и если они хотят что-либо, то не задумываюсь убьют оппонента, дабы завладеть его вещью.

4. Ава-Гуайя

Первый контакт с Ава-Гуайя произошел в 1989 году, но вряд ли цивилизация сделала их счастливее, так как вырубка лесов фактически означает исчезновение этого полукочевого бразильского племени, которых насчитывается не более 350-450 человек. Они выживают с помощью охоты, живут небольшими семейными группами, заводят много домашних питомцев (попугаев, обезьян, сов, зайцев агути) и обладают собственными именами, называя себя в честь любимого лесного животного.

5. Сентинельцы

Если другие племена хоть как-то идут на контакт с внешним миром, то обитатели Северного Сентинельского острова (Андаманские острова в Бенгальском заливе) особым дружелюбием не отличаются. Во-первых, они предположительно каннибалы, а во-вторых, они попросту убивают всех, кто приходит на их территорию. В 2004 году после цунами пострадало немало людей на соседних островах. Когда же антропологи пролетели над Северным Сентинельским островом, чтобы проверить, как там его странные обитатели, из леса вышла группа аборигенов и угрожающе помахала в их сторону камнями и луками со стрелами.

6. Хуаорани, Тагаэри и Тароменане

Все три племени проживают в Эквадоре. Хуаорани имели несчастье жить в области, богатой нефтью, потому в 1950-х годов большинство из них были переселены, а вот Тагаэри и Тароменане отделились от основной группы Хуаорани в 1970-е годы и ушли в тропические леса, чтобы продолжить кочевой, древний образ жизни. Племена эти довольно недружелюбные и мстительные, потому особых контактов с ними налажено не было.

7. Кавахива

Оставшиеся представители бразильского племени Кавахива – это в основном кочевники. Они не любят контактировать с людьми и просто стараются выжить с помощью охоты, рыбалки и периодически земледелия. Кавахива находятся под угрозой исчезновения из-за незаконной вырубки леса. Кроме того, многие из них погибли после общения с цивилизацией, подцепив от людей корь. По скромным оценкам осталось их сейчас не более 25-50 человек.

8. Хадза

Хадза – одно из последних племен охотников-собирателей (около 1300 человек), живущих в Африке недалеко от экватора около озера Эяси в Танзании. Они по-прежнему обитают в одном и том же месте последние 1,9 миллионов лет. Только 300-400 Хадза продолжают жить по старинке и даже официально отвоевали часть своих земель в 2011 году. Их образ жизни основан на том, что все находится в совместном использовании, а имуществом и питанием следует всегда делиться.

Фотограф Джимми Нельсон путешествует по миру и снимает дикие и полудикие племена, которым удается сохранять традиционный жизненный уклад в современном мире. С каждым годом этим народам становится все сложнее и сложнее, однако они не сдаются и не уходят с территорий своих предков, продолжая жить так же, как жили и они.

Племя асаро

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Асаро мудмен («Люди с реки Асаро, покрытые грязью») впервые встретились с западным миром в середине 20-го века. С незапамятных времён эти люди измазываются грязью и надевают маски, чтобы нагонять страх на другие деревни.

«По отдельности все они очень милы, но так как их культура под угрозой, они вынуждены постоять за себя» – Джимми Нельсон.

Племя китайских рыболовов

Местоположение: Гуанси, Китай. Снято в 2010 году. Рыбалка с бакланом – один из древнейших способов рыбной ловли с помощью водоплавающих птиц. Чтобы они не глотали улов, рыбаки обвязывают их шеи. Мелкую рыбёшку бакланы без труда проглатывают, а крупную приносят хозяевам.

Масаи

Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Это одно из самых известных африканских племён. Юные масаи проходят через ряд ритуалов, чтобы развить ответственность, стать мужчинами и воинами, научиться защищать скот от хищников и обеспечить безопасность своим семьям. Благодаря ритуалам, обрядам и наставлениям старейшин они вырастают настоящими храбрецами.

Центральное место в культуре масаев занимает скот.

Ненцы

Местоположение: Сибирь – Ямал. Снято в 2011 году. Традиционное занятие ненцев – оленеводство. Они ведут кочевой образ жизни, переходя через полуостров Ямал. На протяжении более тысячелетия они выживают при температуре до минус 50°C. Маршрут ежегодной миграции длиной 1000 км лежит через замёрзшую реку Обь.

«Если ты не пьёшь тёплую кровь и не ешь свежее мясо, то ты обречён на смерть в тундре».

Короваи

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Короваи – одно из немногих папуасских племён, которые не носят котеки, своеобразные футляры для полового члена. Мужчины племени прячут свои пенисы, плотно обвязывая их листьями вместе с мошонкой. Короваи – охотники-собиратели, живущие в домах на деревьях. У этого народа строго распределены права и обязанности между мужчинами и женщинами. Их численность оценивают примерно в 3000 человек. До 1970-х годов короваи были уверены, что других народов в мире не существует.

Племя яли

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Яли живут в девственных лесах нагорья и официально признаны пигмеями, так как рост мужчин составляет всего 150 сантиметров. Котека (футляр из тыквы для полового члена) служит частью традиционной одежды. По нему можно определить принадлежность человека к племени. Яли предпочитают длинные тонкие котеки.

Племя Каро

Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Долину Омо, расположенную в Великой рифтовой долине Африки, называют родиной примерно 200 000 коренных народов, которые населяли её на протяжении тысячелетий.




Здесь племена издревле торговали между собой, предлагая друг другу бусы, продукты питания, рогатый скот и ткани. Не так давно в оборот вошли ружья и боеприпасы.


Племя дасанеч

Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Для этого племени характерно отсутствие строго определённой этнической принадлежности. Допустить в дасанеч могут человека практически любого происхождения.


Гуарани

Местоположение: Аргентина и Эквадор. Снято в 2011 году. На протяжении тысячи лет амазонские дождевые леса Эквадора служили домом для народа гуарани. Они считают себя самой храброй коренной группой в бассейне Амазонки.

Племя вануату

Местоположение: остров Ра Лава (группа островов Банкс), провинция Торба. Снято в 2011 году. Многие люди вануату считают, что богатства может достичь посредством церемоний. Танец – важная часть их культуры, поэтому во многих деревнях есть танцплощадки под названием насара.





Племя ладакхи

Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. Ладакхи разделяют убеждения своих тибетских соседей. Тибетский буддизм, смешанный с изображениями свирепых демонов из добуддийской религии бон лежит в основе верований ладакхи более тысячи лет. Народ живёт в долине Инда, занимается преимущественно земледелием, практикует полиандрию.



Племя мурси

Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. «Лучше умереть, чем жить не убивая». Мурси – скотоводы-земледельцы и успешные воины. Мужчины отличаются подковообразными рубцами на теле. Женщины тоже практикуют шрамирование, а также вставляют тарелку в нижнюю губу.


Племя рабари

Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. 1000 лет назад представители племени рабари уже бродили по пустыням и равнинам, которые сегодня относятся к Западной Индии. Женщины этого народа долгие часы посвящают вышивке. Они также управляют хуторами и решают все денежные вопросы, а мужчины пасут стада.


Племя самбуру

Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Самбуру – полукочевой народ, перебирающийся с места на место каждые 5-6 недель, чтобы обеспечить пастбищами свой скот. Они независимы и гораздо более традиционны, чем масаи. В обществе самбуру царит равноправие.



Племя мустанг

Местоположение: Непал. Снято в 2011 году. Большинство представителей народа мустанг всё ещё верят, что мир плоский. Они очень религиозны. Молитвы и праздники – неотъемлемая часть их жизни. Племя стоит особняком, как один из последних оплотов сохранившейся по сегодняшний день тибетской культуры. До 1991 года они никого из посторонних не впускали в свою среду.



Племя маори

Местоположение: Новая Зеландия. Снято в 2011 году. Маори – адепты многобожия, поклоняются многим богам, богиням и духам. Они считают, что духи предков и сверхъестественные существа вездесущи и помогают племени в трудные времена. В зародившихся в далёкие времена мифах и легендах маори отразились их идеи о сотворении Вселенной, происхождении богов и людей.



«Мой язык – мое пробуждение, мой язык – окно моей души».





Племя горока

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2011 году. Жизнь в высокогорных деревнях проста. У жителей вдоволь еды, семьи дружные, народ чтит чудеса природы. Они живут за счёт охоты, собирательства и выращивания сельскохозяйственных культур. Здесь нередки междоусобные столкновения. Чтобы устрашить противника, воины племени горока используют боевой раскрас и украшения.


«Знания – это всего лишь слухи, пока они в мышцах».




Племя хули

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Этот коренной народ борется за землю, свиней и женщин. Ещё много усилий они затрачивают на то, чтобы произвести впечатление на противника. Хули раскрашивают свои лица жёлтыми, красными и белыми красками, а также славятся традицией делать нарядные парики из собственных волос.


Племя химба

Местоположение: Намибия. Снято в 2011 году. Каждый член племени принадлежит к двум кланам, по отцу и по матери. Браки устраивают с целью расширения богатства. Здесь жизненно важен внешний вид. Он говорит о месте человека внутри группы и о его фазе жизни. Ответственность за правила в группе несёт старейшина.


Племя казахов

Местоположение: Монголия. Снято в 2011 году. Казахи-кочевники – потомки тюркской, монгольской, индоиранской группы и гуннов, которые населяли территорию Евразии от Сибири до Чёрного моря.


Древнее искусство орлиной охоты – одна из традиций, которые казахи сумели сберечь до наших дней. Они доверяют своему клану, рассчитывают на свои стада, верят в доисламский культ неба, предков, огня и в сверхъестественные силы добрых и злых духов.

Три года путешествий по пяти континентам и сотни фотографий понадобились для создания уникального фотопроекта под названием «Прежде чем они исчезнут». Его автор — британский фотограф Джимми Нельсон — сфотографировал жизнь 31-го племени, которым до сих пор удалось сохранить свою культуру, обычаи и традиции.

Удивительной красоты традиционные наряды, а также гордость за свою культуру, историю и обычаи — вот что можно увидеть, глядя на эти уникальные фотографии. Смотрите сами.

25 ФОТО

1. Этнические казахи в Монголии. Вот уже более двухсот лет искусство охоты на коне с орлом передается монгольскими казахами из поколения в поколение. (Фото: Jimmy Nelson).
2. Племя химба в Намибии. Химба — это пастухи, образ жизни которых с XVI века практически не изменился. (Фото: Jimmy Nelson).
3. Девушка из племени Дрокпа (Drokpa), проживающего на спорных территориях между Индией и Пакистаном. Это племя известно очень свободными отношениями между партнерами — их частой сменой и публичными проявлениями страсти. (Фото: Jimmy Nelson).
4. Девушка-маори из Таупо в Новой Зеландии. История племени маори прослеживается до XIII века. На протяжении веков они жили в изоляции от всего мира, в результате чего их язык и искусство чрезвычайно своеобразны, они также создали собственную мифологию. (Фото: Jimmy Nelson).
5. Маори из Новой Зеландии. В культуре маори важное место занимают танцы, легенды, искусство и татуировки, а также сообщество. И хотя появление европейских колонизаторов в XVIII веке оказало огромное влияние на маори, многие важные аспекты их культуры сохранились до сих пор. (Фото: Jimmy Nelson).
6. Девушка из Ладакх — холодной пустыни, расположенной в двух индийских штатах Джамму и Кашмир. Из-за особенностей климата местные жители работают только 4 месяца в году, в остальное время — веселятся на фестивалях, на которых с удовольствием носят традиционные костюмы — «гонча». (Фото: Jimmy Nelson).
7. Мужчина из народа ненцев Ямала, которые занимаются оленеводством и ведут кочевой образ жизни. (Фото: Jimmy Nelson).
8. Племя хули, живущее в Папуа-Новой Гвинее. Считается что первые жители появились на острове 45 000 лет назад. Чтобы произвести пугающее впечатление на противника, мужчины племени хули раскрашивают лица красно-желто-белыми красками, на голову одевают парик, изготовленный из собственных волос, а топор с когтем завершает устрашающий эффект. (Фото: Jimmy Nelson).
9. Племя вануату живущее на одноименном острове. Они верят в ритуалы приносящие богатство, а танец является важной частью их культуры. (Фото: Jimmy Nelson).
10. Чукчи — оленеводы и охотники. Живут на Чукотке. Они верят в то, что у каждого природного явления есть свои собственные духи. (Фото: Jimmy Nelson).
11. Рабари из Индии. На протяжении веков женщины рабари делали татуировки не только в декоративных, но и в религиозных и терапевтических целях. Почти все их тело покрыто татуировками, а старейшие женщины из племени работаю на ярмарках как художницы тату. (Фото: Jimmy Nelson).
12. Мустанги из Непала. Традиции народа Ло тесно связаны с ранним буддизмом, они очень религиозны и молитвы являются неотъемлемой частью их жизни. Что интересно, многие из них до сих пор считают, что Земля плоская. (Фото: Jimmy Nelson).
13. Маори из Новой Зеландии поклоняются разным богам, они верят, что предки и сверхъестественные существа вездесущи и в состоянии им помочь в случае необходимости. (Фото: Jimmy Nelson).
14. Самбуру из Кении. Они занимаются разведением крупного рогатого скота и каждые 5-6 недель переезжают в другое место, чтобы прокормить своих животных. Они верят в духов предков и колдовство. Очень важной для самбуру является плодовитость женщин, бездетные женщины в племени высмеиваются, а мальчишки бросают в их дома коровий навоз. Существуют также специальные ритуалы для повышения плодовитости и рождаемости. (Фото: Jimmy Nelson).
15. Монгольские казахи могут рассказать и назвать имена семи поколений своих предков. «Чтобы не забыть откуда мы пришли». Они верят в шаманов и носят бусы и талисманы, защищающие их от злых духов. (Фото: Jimmy Nelson).
16. Гаучо из Аргентины. Эти кочующие всадники и ковбои бродят по прериям с 1700 года, они целыми днями ухаживают за своими животными или ловят крупный рогатый скот. (Фото: Jimmy Nelson).
17. Ладакхи. Из-за суровых горных условиий они объединяются в группы из нескольких неродственных семей, чтобы помогать друг другу и вместе выжить. (Фото: Jimmy Nelson).
18. Племя калам из Папуа-Новой Гвинеи. Их дом — Simbai в центре горной местности Маданг — это нетронутая цивилизацией территория дикой природы. Прокалывание носа — это ритуал инициации мальчиков. (Фото: Jimmy Nelson).
19. Яли из Индонезии живут в девственных лесах в гористой местности. Традиционным для них является украшение пенисов, которое служит для того, чтобы различать племена. (Фото: Jimmy Nelson).
20. Мужчина из африканского племени масаи — гордых воинов, живущих на границе Кении и Танзании. Они прибыли на эти земли из Судана в XV веке, нападая на племена встреченные на своем пути и воруя коровы. Родиться масаем значит родиться воином. (Фото: Jimmy Nelson). 24. Автор проекта — фотограф Джимми Нельсон — во время работы с племенем хули в Папуа-Новой Гвинее. Его замечательные фотографии и их описание вы найдете на сайте — beforethey.com.
25. «Я хотел увидеть традиции племен, формировавшиеся на протяжении веков, чтобы присоединиться к их ритуалам и понять как остальной мир угрожает им необратимыми изменениями в их образе жизни. И самое главное, я хотел создать красивую работу, которая выдержит испытание временем и которая станет этнографической записью их быстро исчезающего мира», — написал автор проекта Джимми Нельсон.

Мечтаете побывать в национальных парках Африки, увидеть диких животных в их естественной среде обитания и насладиться последними нетронутыми уголками нашей планеты? Сафари в Танзании — незабываемое путешествие по африканской саванне!

Основная часть народностей Африки включает в себя группы, состоящие из нескольких тысяч, а иногда и сотен человек, но при этом – не превышает 10% от общей численности населения этого континента. Как правило, такие малочисленные этносы являются самыми дикими племенами.

Именно к такой группе относится, например, и племя Мурси.

Эфиопское племя Мурси — самая агрессивная этническая группа

Эфиопия — древнейшая страна в мире. Именно Эфиопию считают прародительницей человечества, именно здесь нашли останки нашего предка, скромно названного Люси.
На территории страны проживает более 80 этнических групп.

Проживающее на территории юго-западной Эфиопии, на границе с Кенией и Суданом, обосновавшееся в парке Маго, племя мурси отличается необычайно жесткими обычаями. Их, по праву, можно номинировать на звание самой агрессивной этнической группы.

Склонны к частому потреблению алкоголя и неконтролируемому применению оружия. В повседневной жизни главным оружием мужчин племени является автомат Калашникова, который они покупают в Судане.

В драках они часто могут забивать друг друга практически до предсмертного состояния, пытаясь доказать своё главенство в племени.

Учёные относят это племя к мутировавшей негроидной расе, с отличительными особенностями в виде низкого роста, широкой кости и кривых ног, низких и сильно сжатых лбов, сплющенных носов и накачанных коротких шей.

Женские тела у мурси часто выглядят дряблыми и болезненными, животы и груди отвисшие, а спины сутуловатые. Волос практически нет, что часто скрывалось под замысловатыми головными уборами очень фантазийного вида, с применением в качестве материала всего, что можно подобрать или поймать рядом: грубых кож, веток, высохших плодов, болотных моллюсков, чьих-то хвостов, мёртвых насекомых и даже непонятной вонючей падали.

Самой знаменитой особенностью племени Мурси является традиция вставлять тарелки в губы девушкам.

У более публичных, вступающих в контакт с цивилизацией, мурси не всегда можно увидеть все эти характерные атрибуты, но экзотический вид их нижней губы — это визитная карточка племени.

Тарелки изготавливают разного размера из дерева или глины, форма может быть круглой или трапециевидной, иногда с отверстием посередине. Для красоты тарелки покрываются узором.

Нижняя губа разрезается ещё в детстве, туда вставляют деревяшки, постепенно увеличивая их диаметр.

Девушки мурси начинают носить тарелки в возрасте 20 лет за полгода до брака. Нижняя губа прокалывается и в неё вставляется небольшой диск, после того как губа растянется, диск заменяется на больший и так до того момента пока не будет нужного диаметра (до 30-ти сантиметров!!) .

Размер тарелки имеет значение: чем больше диаметр, тем больше ценится девушка и тем больше скота заплатит за неё жених. Девушки должны носить эти тарелки постоянно за исключением времени сна и приёма пищи, также они могут их вынуть, если поблизости нет мужчин племени.

Когда тарелку вытаскивают, губа отвисает длинным круглым жгутом. Почти у всех мурси отсутствуют передние зубы, язык — потрескавшийся до крови.

Вторым странным и устрашающим украшением женщин-мурси являются мониста, которые набраны из человеческих фаланг пальцев (нэк). У одного человека на руках всего 28 таких костей. Каждое ожерелье обычно состоит из фаланг пяти-шести кистей, у некоторых любительниц «бижутерии» мониста обвивают шею в несколько рядов

Жирно блестит и издает сладковатый гниющий запах топлёного человеческого жира, ежедневно натирается каждая косточка. Источник для бус никогда не оскудевает: жрица племени почти за каждый проступок готова лишать кистей рук мужчину нарушившего законы.

У этого племени принято делать скарификацию (нанесение шрамов).

Мужчины могут себе позволить шрамирование только после первого убийства кого-нибудь из своих врагов или недоброжелателей. Если они убивают мужчину, то украшают правую руку, если женщину, то левую.

Их вероисповедание — анимизм, заслуживает более длинного и шокирующего рассказа.
Коротко: женщины — это жрицы смерти , поэтому они ежедневно дают своим мужьям наркотические вещества и яды.

Антидоты раздаёт Верховная Жрица, но иногда спасение приходит не ко всем. В таких случаях, на тарелочке вдовы рисуется белый крест, и она становится очень уважаемым членом племени, которого не съедают после смерти, а хоронят в стволах специальных ритуальных деревьев. Почёт положен таким жрицам по причине выполнения главной миссии — воли Бога Смерти Ямда, которую они смогли выполнить, разрушив физическое тело и освободив высшую духовную Сущность из своего мужчины.

Остальных покойников ждёт коллективное поедание всем племенем. Мягкие ткани разваривают в котле, кости используют для украшений-амулетов и бросают на топях, для обозначения опасных мест.

То, что кажется очень диким для европейца, для мурси — обыденность и традиция.

Племя Бушмены

Африканские бушмены — это самые древние представители человеческой расы. И это совсем не предположения, а научно доказанный факт. Кто же они, эти древние люди?

Бушменами называется группа охотничьих племен Южной Африки. Сейчас это уже остатки от многочисленного древнего африканского населения. Бушмены отличаются невысоким ростом, широкими скулами, узким разрезом глаз и намного припухшими веками. Настоящий цвет кожи у них определить сложно, ведь в Калахари тратить воду на мытье не разрешают. Но можно заметить, что они гораздо светлее своих соседей. Оттенок их кожи немного желтоватый, что более характерно для жителей Южной Азии.

Юные бушменки считаются самыми красивыми среди женского населения Африки.

Но как только они достигают половой зрелости и становятся мамами, этих красавиц просто не узнать. У женщин-бушменок чрезмерно развиты бедра и ягодицы, а живот постоянно раздут. Это следствие неправильного питания.

Чтобы отличить беременную бушменку от остальных женщин племени, ее обмазывают золой или охрой, так как по внешнему виду это сделать очень трудно. Бушменские мужчины уже к 35 годам становятся похожими на восьмидесятилетних, из-за того, что их кожа обвисает и тело покрывается глубокими морщинами.

Жизнь в Калахаре очень сурова, но даже здесь существуют свои законы и правила. Самое главное богатство в пустыне — это вода. В племени есть старики, которые умеют находить воду. На том месте, которое они укажут представители племени или роют колодцы или выводят воду с помощью стеблей растений.

Каждое бушменское племя имеет секретный колодец, который тщательно заложен камнями или засыпан песком. В сезон засухи бушмены выкапывают яму на дне пересохшего колодца, берут стебель растения, через него высасывают воду, набирая в рот, а потом выплевывают ее в скорлупу страусиного яйца

Южноафриканское племя бушменов – единственный народ на Земле, у мужчин которого наблюдается постоянная эрекция, Этот феномен не доставляет каких-либо неприятных ощущений или неудобств, исключая тот факт, что во время пешей охоты мужчинам приходится прикреплять половой член к поясу, чтобы не цепляться им за ветки.

Бушмены не знают, что такое частная собственность. Все животные и растения, растущие на их территории, считаются общими. Поэтому они охотятся и на диких зверей и на фермерских коров. За это их очень часто карали и уничтожали целыми племенами. Никто не желает таких соседей.

Среди бушменских племен очень популярен шаманизм. У них нет вождей, но есть старейшины и знахари, которые не только лечат болезни, но и общаются с духами. Бушмены очень боятся умерших, и свято верят в загробную жизнь. Молятся они солнцу, луне, звездам. Но просят не здоровья или счастья, а успеха в охоте.

Бушменские племена говорят на койсанских языках, которые очень трудны для произношения европейцами. Характерная черта этих языков — щелкающие согласные. Говорят представители племени между собой очень тихо. Это давняя привычка охотников — чтобы не вспугнуть дичь.

Есть подтвержденные данные, что еще сто лет назад они занимались рисованием. В пещерах до сих пор находят наскальные рисунки, изображающие людей и разных животных: буйволов, газелей, птиц, страусов, антилоп, крокодилов.

В их рисунках есть и необычные сказочные персонажи: люди-обезьяны, ушастые змеи, люди с мордой крокодила. В пустыне есть целая галерея под открытым небом, которая представляет эти изумительные рисунки неизвестных художников.

Но сейчас бушмены не занимаются живописью, они великолепны в танце музыке, пантомиме и сказаниях.

ВИДЕО: Шаманский ритуальный обряд исцеления племени Бушменов. Часть 1

Шаманский ритуальный обряд исцеления племени Бушменов. Часть 2

В нашем обществе переход из состояния ребенка в состояние взрослости никак специально не отмечается. Однако у многих народов мира мальчик становится мужчиной, а девочка женщиной, только если выдержат ряд суровых испытаний.

У мальчиков это инициация, важнейшей ее частью у многих народов было обрезание. При этом оно, естественно, проделывалось вовсе не в младенчестве, как у современных иудеев. Чаще всего ему подвергались мальчики 13-15 лет. В африканском племени кипсиги, живущем в Кении, мальчиков по одному подводят к старейшине, который отмечает то место на крайней плоти, где будет проходить надрез.

Затем мальчики садятся на землю. Перед каждым стоит отец или старший брат с палкой в руке и требует, чтобы мальчик смотрел прямо перед собой. Церемонию проводит старейшина, он отсекает крайнюю плоть в отмеченном месте.

В течение всей операции мальчик не имеет права не только вскрикнуть, но и вообще показать, что ему больно. Это очень важно. Ведь перед обрядом он получил специальный амулет от девушки, с которой помолвлен. Если же сейчас он вскрикнет от боли или поморщится, ему придется бросить этот амулет в кусты - за такого человека не пойдет ни одна девушка. До конца жизни он будет посмешищем в своей деревне, поскольку все будут считать его трусом.

У австралийских аборигенов обрезание - это сложная, многоступенчатая операция. Сначала производится классическое обрезание - посвящаемый ложится на спину, после чего один из пожилых людей оттягивает его крайнюю плоть как можно дальше, в то время как другой быстрым взмахом острого кремниевого ножа отсекает лишнюю кожу. Когда мальчик поправится, происходит следующая, основная операция.

Обычно ее проводят на закате. При этом мальчик не посвящается в детали того, что сейчас произойдет. Мальчика кладут на некое подобие стола, составленного из спин двух взрослых мужчин. Далее один из тех, кто проводит операцию, вытягивает пенис мальчика вдоль живота, а другой… распарывает его вдоль по мочеточнику. Только теперь мальчик может считаться настоящим мужчиной. Прежде чем рана заживет, мальчику придется спать на спине.

Такие распоротые пенисы у австралийских аборигенов во время эрекции приобретают совершенно иную форму - они становятся плоскими и широкими. При этом для мочеиспускания они не годятся, и австралийские мужчины справляют малую нужду, сидя на корточках.

Но самый своеобразный метод распространен у некоторых народов Индонезии и Папуа, таких как батаки и киваи. Он состоит в том, что поперек пениса острым куском дерева проделывают отверстие, куда впоследствии можно вставлять различные предметы, например металлические - серебряные или, кто побогаче, золотые палочки с шариками по бокам. Здесь считают, что во время совокупления это создает дополнительное удовольствие для женщины.

Недалеко от побережья Новой Гвинеи, у жителей острова Вайгео, ритуал посвящения в мужчины связан с обильным кровопусканием, смысл которого заключается в «очищении от скверны». Но прежде необходимо научиться… играть на священной флейте, после чего до крови очистить язык наждаком, поскольку в глубоком детстве юноша сосал молоко матери и тем самым «осквернял» язык.

А самое главное, необходимо «очиститься» после первого полового акта, для чего требуется сделать в головке члена глубокий надрез, сопровождаемый обильным кровопусканием, так называемой «мужской менструацией». Но и это не предел мучениям!

У мужчин племени кагаба существует обычай, согласно которому во время полового сношения сперма ни в коем случае не должна упасть на землю, что расценивается как тяжкое оскорбление богов, а значит, может привести к гибели всего мира. По свидетельству очевидцев, «кагабинцы» не находят ничего лучшего для того, чтобы не пролить сперму на землю, «как подкладывать под мужской член камень».

А вот молодые юноши племени кабаба из Северной Колумбии по обычаю вынуждены вступать в свой первый половой акт с самой уродливой, беззубой и древней старухой. Не мудрено, что мужчины этого племени всю оставшуюся жизнь испытывают к сексу стойкое отвращение и плохо живут с законными женами.

У одного из австралийских племен обычай посвящения в мужчины, который проводится с 14-летними мальчиками, еще более экзотичен. Чтобы доказать всем свою зрелость, подросток должен переспать с собственной матерью. Этот ритуал означает возвращение юноши в материнское лоно, которое символизирует смерть, а оргазм - возрождение.

В некоторых племенах инициируемый должен пройти через «зубастое лоно». Мать надевает на голову маску ужасного чудовища, а себе в вагину вставляет челюсть какого-нибудь хищника. Кровь от ранения о зубы считается священной, ею смазывают лицо и половые органы юноши.

Куда больше повезло юношам племени ванду. Стать мужчиной они могут лишь после того, как окончат специальную сексуальную школу, где женщина-инструктор по сексу дает юношам обширную теоретическую, а позже и практическую подготовку. Выпускники такой школы, посвященные в тайны сексуальной жизни, радуют своих жен во всю силу сексуальных возможностей, данных им природой.

СДИРАНИЕ КОЖИ

Во многих бедуинских племенах на западе и юге Аравии, несмотря на официальный запрет, сохранился обычай сдирания кожи с полового члена. Эта процедура заключается в том, что кожу пениса разрезают на всю его длину и сдирают, как сдирают кожу с угря во время его разделки.

Мальчики от десяти до пятнадцати лет считают делом чести не издать при этой операции ни единого крика. Участника действа обнажают, и раб манипулирует его пенисом до тех пор, пока не наступает эрекция, после чего производится операция.

КОГДА НАДЕВАТЬ ШЛЯПУ?

Юноши племени кабири в современной Океании, достигнув зрелости и пройдя суровые испытания, получают право водрузить на свою голову остроконечный колпак, обмазанный известью, украшенный перьями и цветами; его приклеивают к голове и даже ложатся в нем спать.

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Как и у множества других племен, у бушменов инициацию мальчика проводят также после его предварительного обучения охотничьим и житейским навыкам. И чаще всего эту науку жизни молодые люди проходят в лесу.

После завершения «курса молодого бойца» мальчику делают глубокие надрезы над переносицей, куда втирают пепел сожженных сухожилий заранее убитой антилопы. И, естественно, всю эту мучительную процедуру он обязан перенести молча, как и подобает настоящему мужчине.

БИТИЕ ВОСПИТЫВАЕТ МУЖЕСТВО

В африканском племени фулани в ходе церемонии посвящения в мужчины, которая называлась «соро», каждого подростка несколько раз били тяжелой дубиной по спине или груди. Испытуемый должен был эту экзекуцию перенести молча, ничем не выдав боли. Впоследствии чем дольше на его теле оставались следы побоев и чем ужаснее он выглядел, тем большее уважение он приобретал среди соплеменников как мужчина и воин.

ЖЕРТВА ВЕЛИКОМУ ДУХУ

У манданов обряд посвящения юношей в мужчины состоял в том, что посвящаемого обматывали веревками, как кокон, и подвешивали на них, пока он не терял сознания.

В этом бесчувственном (или безжизненном, по их выражению) состоянии его клали на землю, и когда он приходил в себя, то подползал на четвереньках к старому индейцу, сидевшему во врачебном шалаше с топором в руках и буйволовым черепом перед собой. Юноша поднимал мизинец левой руки как жертву великому духу, и он отсекался (иногда вместе с указательным пальцем).

ИЗВЕСТКОВАЯ ИНИЦИАЦИЯ

У малазийцев ритуал вступления в тайный мужской союз ингиет состоял в следующем: во время инициации голый пожилой человек, вымазанный с головы до ног известью, держал конец циновки, а другой конец давал испытуемому. Каждый из них поочередно тянул циновку на себя, пока старик не падал на новичка и не совершал с ним половой акт.

ИНИЦИАЦИЯ У АРАНДА

У аранда инициация делилась на четыре периода, с постепенно нарастающей сложностью обрядов. Первый период - это сравнительно безобидные и простые манипуляции, проделываемые над мальчиком. Главная процедура состояла в подбрасывании его в воздух.

Перед этим его обмазывали жиром, а потом раскрашивали. В это время мальчику давали определенные наставления: например, не играть больше с женщинами и девочками и готовиться к более серьезным испытаниям. В это же время мальчику просверливали перегородку носа.

Второй период - это церемония обрезания. Она проводилась над одним или двумя мальчиками. Участвовали в этом действе все члены рода, без приглашения посторонних. Церемония продолжалась около десяти дней, и на протяжении всего этого времени члены племени плясали, совершали перед посвящаемыми различные обрядовые действия, значение которых им тут же и объяснялось.

Часть обрядов производилась в присутствии женщин, но когда приступали к обрезанию, они убегали. По окончании операции мальчику показывали священный предмет - деревянную дощечку на шнурке, которую непосвященные не могли видеть, и объясняли ее значение, с предупреждением хранить это в тайне от женщин и детей.

Некоторое время после операции посвящаемый проводил вдали от лагеря, в лесных зарослях. Здесь он получал целую серию наставлений от руководителей. Ему внушали правила морали: не совершать дурных поступков, не ходить по «дороге женщин», соблюдать пищевые запреты. Эти запреты были довольно многочисленны и тягостны: запрещалось есть мясо опоссума, мясо кенгуровой крысы, хвост и крестец кенгуру, внутренности эму, змей, всякую водяную птицу, молодую дичь и прочее-прочее.

Он не должен был для извлечения мозга разбивать кости, а мягкого мяса есть чуть-чуть. Словом, посвящаемому была запрещена наиболее вкусная и питательная пища. В это время, живя в зарослях, он учился особому тайному языку, которым и разговаривал с мужчинами. Женщины приближаться к нему не могли.

Через некоторое время, еще до возвращения в лагерь, над мальчиком проделывалась довольно мучительная операция: несколько мужчин поочередно кусали ему голову; считалось, что после этого будут лучше расти волосы.

Третий этап - выход посвящаемого из-под материнской опеки. Осуществлял он это путем бросания бумеранга в сторону нахождения материнского «тотемического центра».

Последний, самый сложный и торжественный этап инициации - это церемония энгвура. Центральное место в ней занимало испытание огнем. В отличие от предыдущих этапов, здесь участвовало все племя и даже гости из соседних племен, но только мужчины: собиралось двести-триста человек. Конечно, подобное мероприятие устраивалось не для одного-двух посвящаемых, а для большой их партии. Празднества длились очень долго, несколько месяцев, обычно между сентябрем и январем.

В течение всего времени непрерывной серией исполнялись религиозные тематические обряды, главным образом в назидание посвящаемым. Помимо этого устраивались различные другие церемонии, отчасти символизировавшие разрыв посвящаемых с женщинами и переход их в группу полноправных мужчин. Одна из церемоний состояла, например, в прохождении посвящаемых мимо женского лагеря; при этом женщины бросали в них горящие головни, а посвящаемые оборонялись ветками. После этого устраивалось притворное нападение на женский лагерь.

Наконец наступало время главного испытания. Оно состояло в том, что разводился большой костер, его накрывали сырыми ветками, и посвящаемые юноши ложились поверх них. Они должны были пролежать так, совершенно обнаженные, в жару и дыму, без движения, без крика и стона, четыре-пять минут.

Ясно, что огненное испытание требовало от юноши огромной выдержки, силы воли, но также и безропотного повиновения. Но ко всему этому они приготовлялись длительными предшествующими тренировками. Это испытание повторялось дважды. Один из описывающих это действие исследователей прибавляет, что когда он попробовал для опыта опуститься на колени на тот же зеленый настил над костром, то вынужден был сразу же вскочить.

Из последующих обрядов интересна устраиваемая в темноте насмешливая перекличка между посвящаемыми и женщинами, причем в этой словесной дуэли не соблюдались даже обычные ограничения и правила приличия. Затем на их спинах рисовали эмблематические изображения. Далее повторялось в сокращенном виде огненное испытание: в женском лагере разводили маленькие костры, и юноши становились на эти костры на колени на полминуты.

Перед окончанием празднества вновь устраивались пляски, обмен женами и, наконец, обрядовое предложение пищи посвящаемыми своим руководителям. После этого участники и гости постепенно расходились по своим стойбищам, и на этом все заканчивалось: с этого дня все запреты и ограничения с посвящаемых снимались.

ПУТЕШЕСТВИЯ… ЗУБА

При проведении обряда инициации у некоторых племен бытует обычай удалять у мальчиков один или несколько передних зубов. Причем с этими зубами впоследствии тоже проводятся определенные магические действия. Так, у некоторых племен района реки Дарлинг выбитый зуб засовывали под кору дерева, растущего около реки или ямы с водой.

Если зуб зарастал корой или падал в воду, причин для беспокойства не было. Но если он выступал наружу, и по нему бегали муравьи, то юноше, по убеждению туземцев, грозила болезнь полости рта.

Мурринг и другие племена Нового Южного Уэльса сначала препоручали хранение выбитого зуба одному из стариков, которые передавал его другому, тот - третьему и так до тех пор, пока, обойдя по кругу всю общину, зуб не возвращался к отцу юноши и, наконец, к самому молодому человеку. При этом ни один из тех, у кого хранился зуб, не должен был класть его в мешок с «магическими» предметами, так как считалось, что в противном случае владелец зуба окажется в большой опасности.

ЮНОШЕСКИЙ ВАМПИРИЗМ

У некоторых австралийских племен с реки Дарлинг существовал обычай, по которому, после церемонии по случаю достижения зрелости, юноша первые два дня ничего не ел, а пил лишь кровь из вен, вскрытых на руках его друзей, добровольно предлагавших ему эту пищу.

Наложив лигатуру на плечо, вскрывали вену с внутренней стороны предплечья и выпускали кровь в деревянный сосуд или в кусок коры, имевший форму блюда. Юноша, став на колени в своей постели из ветвей фуксии, наклонялся вперед, держа сзади руки, и лизал языком, как собака, кровь из поставленного перед ним сосуда. Позднее ему разрешается есть мясо и пить кровь утки.

ВОЗДУШНАЯ ИНИЦИАЦИЯ

У племени мандан, относящегося к группе североамериканских индейцев, обряд посвящения, наверное, самый жестокий. Происходит он следующим образом.

Посвящаемый сначала становится на четвереньки. После этого один из мужчин большим и указательным пальцами левой руки оттягивает около дюйма плоти на его плечах или груди и зажатым в правой руке ножом, на обоюдоострое лезвие которого для усиления причиняемой боли другим ножом нанесены зазубрины и насечки, протыкает оттянутую кожу. Стоящий рядом его помощник вставляет в рану колышек или шпильку, запас которых он держит наготове в левой руке.

Затем несколько мужчин племени, заблаговременно забравшись на крышу помещения, в котором происходит обряд, через отверстия в потолке опускают две тонкие веревки, которые привязывают к этим шпилькам, и начинают подтягивать посвящаемого вверх. Это продолжается до тех пор, пока его тело не приподнимается над землей.

После этого ножом прокалывается кожа на каждой руке ниже плеч и на ногах ниже колен, и в образовавшиеся раны также вставляются шпильки, и к ним привязываются веревки. За них посвящаемых подтягивают еще выше. После этого на шпильках, торчащих из струящихся кровью конечностей, наблюдатели развешивают принадлежащие проходящему обряд юноше лук, щит, колчан и т. д.

Затем жертву снова подтягивают вверх, пока она не повисает в воздухе так, чтобы не только ее собственный вес, но и вес развешенного на конечностях вооружения, приходился на те части тела, к которым прикреплены веревки.

И вот так, превозмогая непомерную боль, покрытые запекшейся кровью, посвящаемые висели в воздухе, кусая язык и губы, чтобы не издать ни малейшего стона и с триумфом пройти это наивысшее испытание на твердость характера и мужество.

Когда руководящие посвящением старейшины племени считали, что юноши достойно выдержали эту часть обряда, они приказывали опустить их тела на землю, где они и лежали без видимых признаков жизни, медленно приходя в себя.

Но муки посвящаемых на этом еще не заканчивались. Им предстояло пройти еще одно испытание: «последний бег», или на языке племени - «эх-ке-нах-ка-нах-пик».

К каждому из юношей приставляли двух старших по возрасту и физически сильных мужчин. Они занимали места по обе стороны посвящаемого и брались за свободные концы широких кожаных ремней, привязанных к его запястьям. А к шпилькам, пронизывающих различные части тела юноши, подвешивали тяжелые грузы.

По команде сопровождающие начинали бегать широкими кругами, увлекая за собой своего подопечного. Процедура продолжалась до тех пор, пока жертва не теряла сознания от потери крови и изнеможения.

МУРАВЬИ ОПРЕДЕЛЯЮТ…

В амазонском племени мандруку также существовала своеобразная изощренная пытка-посвящение. На первый взгляд применяемые при ее проведении инструменты выглядели вполне безобидно. Они представляли собой подобие двух, глухих с одного конца, цилиндров, которые были изготовлены из коры пальмового дерева и имели длину около тридцати сантиметров. Таким образом, они напоминали пару огромных, грубо изготовленных рукавиц.

Посвящаемый засовывал руки в эти футляры и в сопровождении зевак, которые обычно состояли из членов всего племени, начинал долгий обход поселения, останавливаясь перед входом в каждый вигвам и исполняя нечто вроде танца.

Однако, эти рукавицы были на самом деле не столь безобидны, как могло показаться. Ибо внутри каждой из них находилась целая коллекция муравьев и других жалящих насекомых, отобранных по признаку наибольшей причиняемой при их укусах боли.

В других племенах при посвящении также используется тыквенная бутылка с муравьями. Но кандидат в члены общества взрослых мужчин не совершает обход поселения, а стоит на месте до тех пор, пока происходят дикие танцы племени под аккомпанемент диких криков. После того, как юноша выдержал ритуальную «пытку», его плечи украшают перьями.

ТКАНЬ ВЗРОСЛЕНИЯ

В южноамериканском племени оуна также применяется «испытание муравьями» или «осой». Для этого муравьи или осы втыкаются в особую сетчатую ткань, часто изображающую какое-нибудь фантастическое четвероногое, рыбу или птицу.

Все тело юноши закутывается в эту ткань. От этой пытки юноша падает в обморок, и в бессознательном состоянии его относят в гамак, к которому его привязывают веревками; а под гамаком горит слабый огонь.

В этом положении он остается одну-две недели и может питаться только маниоковым хлебом и мелкой разновидностью копченой рыбы. Даже в употреблении воды существуют ограничения.

Эта пытка предшествует пышному танцевальному празднеству, продолжающемуся несколько дней. Гости приходят в масках и огромных головных уборах с красивой перьевой мозаикой, и в разных украшениях. Во время этого карнавала юноша подвергается битью.

ЖИВАЯ СЕТКА

У ряда карибских племен при инициациях мальчиков также использовали муравьев. Но перед этим молодым людям с помощью клыка кабана или клюва тукана до крови расцарапывали грудь и кожу рук.

И только после этого приступали к пытке муравьями. Проводивший эту процедуру жрец имел специальное приспособление, похожее на сетку, в узкие петли которого помещали 60-80 больших муравьев. Их размещали так, чтобы их головы, вооруженные длинными острыми жалами, располагались с одной стороны сетки.

В момент инициации сетку с муравьями прижимали к телу мальчика, и держали в таком положении до тех пор, пока насекомые не присасывались к коже несчастной жертвы.

В процессе этого ритуала жрец прикладывал сетку к груди, рукам, нижней части живота, спине, задней части бедер и икрам беззащитного мальчика, который при этом никоим образом не должен был выразить свое страдание.

Следует отметить, что в этих племенах подобной процедуре подвергаются и девушки. Они также должны спокойно выносить укусы разъяренных муравьев. Малейший стон, болезненное искажение лица лишает несчастную жертву возможности общения со старшими. Более того, ее подвергают такой же операции до тех пор, пока она мужественно вынесет ее, не выказав ни малейших признаков боли.

СТОЛБ МУЖЕСТВА

Не менее жестокое испытание приходилось выдерживать молодым людям из североамериканского племени чейенн. По достижении мальчиком возраста, когда он мог стать воином, отец привязывал его к столбу, стоявшему близ дороги, по которой девушки ходили за водой.

Но привязывали юношу особым образом: в грудных мускулах делались параллельные надрезы, а вдоль их протягивали ремни из невыделанной кожи. Этими-то ремнями юношу и привязывали к столбу. И не просто привязывали, а оставляли одного, и он должен был освободить себя сам.

Большинство юношей откидывалось назад, натягивая ремни тяжестью своего тела, отчего они врезались в плоть. Дня через два натяжение ремней ослабевало, и юноша освобождался.

Более мужественные ухватывались обеими руками за ремни и водили ими взад и вперед, благодаря чему они освобождались уже через несколько часов. Юноша, освободившийся таким образом, всеми восхвалялся, и на него смотрели, как на будущего предводителя на войне. После того, как юноша освобождал себя, его с большим почетом вводили в хижину и ухаживали за ним с большой заботой.

Напротив, пока он оставался привязанным, женщины, проходя мимо него с водой, не заговаривали с ним, не предлагали утолить жажду, и не оказывали никакой помощи.

Впрочем, юноша имел право попросить о помощи. Более того, он знал, что она будет тотчас оказана ему: с ним сразу заговорят, и освободят его. Но он в то же время помнил, что это станет для него пожизненным наказанием, ибо отныне его будут считать «бабой», оденут в женское платье и заставят выполнять женские работы; он не вправе будет охотиться, носить оружие и быть воином. И, конечно же, ни одна женщина не захочет выйти за него замуж. Поэтому подавляющее большинство чейеннских юношей по-спартански выдерживают эту жестокую пытку.

РАНЕНЫЙ ЧЕРЕП

В некоторых африканских племенах во время инициации после ритуала обрезания производится операция по нанесению небольших ранок по всей поверхности черепа вплоть до появления крови. Первоначально цель этой операции явно заключалась в том, чтобы проделать в черепной кости отверстия.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ АСМАТОВ

Если, к примеру, для проведения инициации племена мандруку и оуна используют муравьев, то асматы из Ирианской Джайи при церемонии посвящения мальчиков в мужчины никак не могут обойтись без человеческих черепов.

В начале ритуала особенным образом раскрашенный череп кладется между ног проходящего через посвящение юноши, который сидит, обнаженный, на голом полу в специальной хижине. При этом он должен постоянно прижимать череп к своим половым органам, не спуская с него глаз в течение трех суток. Считается, что в этот период кандидату передается вся сексуальная энергия владельца черепа.

Когда первый ритуал завершается, юношу ведут к морю, где его ожидает каноэ под парусом. В сопровождении и под руководством дяди и одного из близких родственников юноша отправляется в направлении солнца, туда, где по поверьям, живут предки асматов. Череп в это время лежит перед ним на дне каноэ.

Во время морского путешествия юноше полагается сыграть несколько ролей. Он, прежде всего, должен уметь вести себя как старик, причем такой слабый, что даже не в силах держаться на своих ногах и все время падающий на дно лодки. Сопровождающий юношу взрослый каждый раз поднимает его, а потом, в конце ритуала, вместе с черепом бросает в море. Этот акт символизирует смерть старика и рождение нового человека.

Должен испытуемый справиться и с ролью младенца, не умеющего ни ходить, ни говорить. Исполняя эту роль, юноша демонстрирует, насколько он благодарен своему близкому родственнику за то, что тот помог пройти ему испытания. Когда лодка причалит к берегу, то юноша уже будет вести себя как взрослый мужчина и носить два имени: свое собственное и имя владельца черепа.

Вот почему асматам, снискавшим скверную популярность безжалостных «охотников за черепами», было очень важно знать имя убитого ими человека. Череп, имя владельца которого неизвестно, превращался в ненужный предмет, и его нельзя было использовать на церемониях посвящения.

В качестве иллюстрации приведенного выше утверждения может послужить следующий случай, происшедший в 1954 году. Три иностранца были гостями в одной деревне асматов, и местные жители пригласили их на угощение. Хотя асматы были людьми гостеприимными, но, тем не менее, на гостей смотрели прежде всего как на «носителей черепов», намереваясь расправиться с ними в ходе праздника.

Вначале хозяева в честь гостей исполнили торжественную песнь, а затем попросили назвать свои имена, чтобы якобы вставить их в текст традиционного песнопения. Но как только те назвались, как тут же потеряли головы.