Календарно-тематическое планирование по логопедии в коррекционной школе
Пояснительная записка.
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования.
В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.
Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться, является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.
В результате логопедического обследования детей, поступающих в коррекционную школу, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи:
- лексико-грамматическое недоразвитие,
- недостатки звукопроизношения,
- связной речи.
Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению программного материала и могут привести к общей школьной дезадаптации.
Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов.
Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.
Причины возникновения нарушений устной речи могут быть очень разнообразными. Этиология речевой патологии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Также они могут вызываться причинами органического и функционального характера.
Нарушения речи часто бывают обусловленными органическими повреждениями зон головного мозга, например, зоны Брокка, принимающей непосредственное участие в речевом высказывании.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе речи.
Нарушения устной речи у школьников препятствует полноценному обучению грамоте.
Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программного материала.
№ | Цели | Задачи |
1. | Коррекция нарушений в устной речи. | -корригировать артикуляционные нарушения,формировать правильное звукопроизношение;- развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;- развивать понимание речи;-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;
Учить словоизменению и словообразованию различных различению грамматических форм; Развивать диалогическую и монологическую речь. |
2. | Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи.Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи.Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности. | -формировать правильный навык письма, чтения;- развивать письменную речь как форму общения;-способствовать усвоению языка как средства общения. |
3. | Развитие познавательной деятельности.Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое).Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической).Развитие произвольного внимания. | -учить соотносить условия задачи с их требованиями;-формировать обобщенные и систематизированныепредставления об окружающей действительности;-формировать понятия о причинно-следственных связях,временных отношениях, представления о количестве,
пространстве; Учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины; Учить сравнению предметов по определенным признакам; Учить классифицировать, обобщать предметы; Развивать динамический и кинестетический праксис; Развивать зрительный, слуховой контроль. |
4. | Преодоление эмоционально-поведенчески х расстройств. | -способствовать предупреждению негативизма,эмоционального дискомфорта, тревоги;-развивать словесную регуляцию поведения. |
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ:
- под редакцией В.В. Воронковой, Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации – М: «Просвещение» 2001
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовительный и 1-4 классы.В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида 5-9 классов.
Рабочая программа рассчитана на общее по календарному графику учебных часов.
Количество учебных часов в год
- 1 класс –134 часа (4 часа в неделю)
- 2 класс – 139часов (4 часа в неделю)
(8 часов логопедическое обследование)
- 3 класс -137 часа (4 часа в неделю) (8 часов логопедическое обследование)
- 4 –а класс – 104часа (3 часа в неделю), 4-б класс – 101 часа,
- 4-в класс -104 час.
- 5-а класс – 102 часа (3 часа в неделю) ,5-б класс – 101час, 5-в класс-101 час.
(6 часов логопедическое обследование)
- 6-а класс – 68 часов (2 часа в неделю) 6 -б класс – 68 часов
- 7-а класс –68 часов (2 часа в неделю) 7-б класс – 68 часов
(4 часа логопедическое обследование)
Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно- ориентированного развивающего обучения.
- ликвидировать проявления речевой патологии;
- содействовать усвоению программы по родному языку;
- сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
- сформировать когнитивные и общеучебные навыки.
Наименование |
Содержание учебного материала |
Ожидаемый результат |
Звуковая сторона речи.Фонематические процессы | Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания.Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры.Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте):- гласные звуки [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Их обозначение буквами;-гласные буквы е, ё, ю, я в различных позициях (в начале слова, после гласного, после согласных);- согласные звуки обозначение звуков буквами.
Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Формирование прочных звукобуквенных связей. Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения. |
Выделять звуки из слова, правильно ихпроизносить, проводить анализ артикуляции.Различать гласные и согласные звуки и буквы.Правильно обозначать буквы на письме.Обозначать на письме мягкость согласных
звуков гласными буквами и мягким знаком. Обозначать на письме буквами звонкие и глухие. слог, переносить слова по слогам. Проводить звуко-буквенный анализ доступных Правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, |
Лексико-грамматический строй речи | Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам:«Одежда», «Посуда», «Мебель», «Времена года», «Овощи», «Фрукты». Домашние и дикие животные».Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия.Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии). | Знать словарь, обобщающие понятия поосновным лексическим темам. Активизироватьчерез речевую практику, усвоенную лексику.Понимать, подбирать и называть слова,обозначающие название предметов, их признаки,
действия. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки). Понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи. |
Работа над предложением и связной речью | Интонация в предложении.Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Главные слова в предложении: Кто? Что делает? Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п). Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания.Пересказ по вопросам, частям, выборочный.Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок. |
Усвоить понятие: предложения из двух илинескольких слов, связанных по смыслу ивыражающих законченную мысль.Составлять модель простого двусоставногопредложения.
Уметь распространять предложение по моделям и вопросам. Правильно оформлять предложение на письме (большая буква в начале, точка – в конце). Пересказывать сказку, рассказ. Составлять простой текст из 2-4 предложений на заданную |
Неречевые процессы | Развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение).Закрепление временных и пространственных представлений.Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение). | Знать времена года, дни недели, части суток.Определять пространственные направления иобозначать их вербально.Уметь анализировать, сравнивать, обобщатьпредметы и явления. Классифицировать
предметы по заданному признаку |
Развитие общеучебных умений и навыков. | Формирование учебно-организационных умений (подготовка рабочего места, материала, обязанности дежурного).Развитие умения воспринимать инструкции и действовать четко и последовательно в соответствии с ее указаниями. Учить выделять главное.Формирование умения вести диалог с учителем. | Готовить свое рабочее место и материал кзанятию. Убирать рабочее место по окончаниизанятия.Воспринимать инструкции логопеда идействовать последовательно по их выполнению.
Уметь выделять главное. Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы полным предложением. Выполнять обязанности дежурного. |
на I полугодие 2013-2014 учебного года
№ | Тема занятия | Кол-вочасов | Сроки проведения | |
1-8 | Логопедическое обследование | 8 | ||
9. | Лексическое значение слова. Слово, как часть предложения. | 1 | ||
10. | 1 | |||
11. | Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | ||
12. | Лето. | Составление предложений про лето. | 1 | |
13. | Составление предложений из 2-х слов. | Составление схем предложений «Про Витю и Таню». | 1 | |
14. | Предложение. | Придумывание предложений из 2-х слов про Алену.Картинка,изображающая девочку в действии.Схемы предложений. | 1 | |
15. | Предложение. | Составление предложений по серии картин. Мальчик пишет. Девочка рисует. Птица летит. Составление схем предложений. | 1 | |
16. | Осень. | Кабота по картине. | 1 | |
17. | Предложение. | Дифференциация понятий «слово» и «предложение».Работа по картине «Осень» | 1 | |
18. | Предложение. | Составление предложений по картинке и схеме. Собака лает. Лает собака. | 1 | |
19. | Предложение. | Составление предложений с однородными определениями на основе темы «Овощи». | 1 | |
20. | Работа над стихотворением «Огород». | 1 | ||
21. | Гласные звуки. | Узнавание и вычленение гласного на слух. | 1 | |
22. | Согласные звуки | Узнавание и вычленение согласного на слух. | 1 | |
23. | Предложение.Фрукты. | Составление предложений на тему «Фрукты». | 1 | |
24. | Фрукты. | Закончить предложение одним словом, изменяя его по смыслу. Образование множ. числа по теме «Фрукты». Лото «Один – много». | 1 | |
25. | Пространственная ориентировка. | Определение схемы тела и основных направлений в пространстве. | 1 | |
26. | Предложение. | Замена 2-х предложений одним, состоящим из 2-х слов. | 1 | |
27. | Осенний сбор урожая. | Работа по картине« Огород» | 1 | |
28. | Предложение. | Начертить схему предложения.Составление предложений по2-ум картинкам и графическому изображению слова. | 1 | |
29. | Анализ стихотворения. Работа по заучиванию стих-я.«Наша Таня» | 1 | ||
30. | Предложение. | Составление предложения по опорному слову и картинке. | 1 | |
31. | Предложение. | Составление графического изображения предложений на тему «Начинается гроза» | 1 | |
32. | Звуки, буквы. /А/,/У/, /М/,/Х/. | Определение места звука в слове (начало, середина или конец). | 1 | |
33. | Слово. | Различие на слух длинных и коротких слов. Упражнение « Топни – хлопни» | 1 | |
34. | Логоритмическое занятие «Сказка об умном мышонке» | 1 | ||
35. | Домашние животные. | Составление предложений на тему «Домашние животные». | 1 | |
36. | Гласные и согласные звуки. | Различение гласных и согласных звуков по способу образования. | 1 | |
37. | Звуковой анализ односложных слов. | Определение последовательности звуков в словах. | 1 | |
38. | Занятие по зрительному вниманию. | Игра «Что изменилось?» (фрукты, овощи) с опорой на предметные картинки. | 1 | |
39. | Домашние птицы. | Составление мини-рассказа на тему «Домашние птицы». | 1 | |
40. | Предложение. | Определение кол-ва предложений в рассказе. | 1 | |
41. | Слово. | Подбор к слову предмету слова – признак. |
1 | |
42. | Логоритмическое занятие «На лесном перекрестке» | 1 | ||
36. | Дикие животные. | Составление предложений по опорным картинкам. | 1 | |
43. | Звук и буква /М/.Три медведя. | Выделение согласного [м] из потока звуков. | 1 | |
44. | Логоритмическое занятие на тему« Под грибком» | 1 | ||
45. | Грибы, ягоды. | Ответы на вопросы логопеда. Расширение лексики на тему: «Грибы, ягоды». Лото. |
1 | |
46. | Дикие животные. | Подготовка животных к зиме. | 1 | |
47. | Звуки, буквы. | Чтение и письмо слов с буквами С,М,Ш. | 1 | |
48. | Звуки,буквы. Нахождение зв. [ л] |
Определение наличия или отсутствия звуков [л], [л’]в словах. | 1 | |
49. | Звуки,буквы.Дифференциация зв. /л./ | Звук [л] в слогах, односложных и двусложных словах. | 1 | |
50. | Слово. | Составление слов со зв. /л/, позиция в слове. | 1 | |
51. | Слово. | Составление схемы слова по картинкам, игрушкам со зв. / л/ | 1 | |
52. | Звуковой анализ слов. | Выделение последнего согласного. | 1 | |
53. | Звуковой анализ слов. | Выделение ударного звука. Выделение начального согласного и гласного после согласного. |
1 | |
54. | Диктант. | 1 | ||
55. | Звуко-слоговой анализ слов. | Составление звуко-слоговой схемы слова. | 1 | |
56. | Звукобуквенный анализ и синтез. | Определение наличия и последовательности звуков в слове. | 1 | |
57. | Слоговой анализ и синтез. | Определение количества и последовательности звуков в слове. | 1 | |
58. | Ударение в слове. | Выделение ударного звука. | 1 | |
59. | Звук и буква/ К/, /П/ | Выделение звука [к] , [п] среди других согласных звуков. Звуковой анализ слов ком, кошка. | 1 | |
60. | Звуки,буквы. | Гласные буквы 1 ряда. | 1 | |
61. | Анализ и синтез слов. | Составление слов с гласными 1 ряда в начале и середине слова. | 1 | |
62. | Речевой утренник на тему: «Новый год». | 1 |
Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий в 1 классе
№ | Тема занятия | Навыки овладения звуковым анализом и синтезом | Кол- вочасов |
проведения |
63. | Слово. | Составление слов с гласными 1 ряда в конце слова. Определение места звука в слове. |
1 | |
64 | Звуки,буквы. | Гласные буквы в словах (по картинкам) | 1 | |
65 | Зима. | Составление предложений на тему: « Зима» | 1 | |
66 | Работа в двухслоговой фразе по картинкам. | Игра «Волшебный мешочек» | 1 | |
67 | Домашние животные. | Усвоение глагольного словаря по теме: «Домашние животные» Определение согласных /к/, /л/,/з/ звуков в словах. |
1 | |
68 | Домашние животные. | Составление простых предложений по теме: « Домашние животные»Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). | 1 | |
69 | Развитие лексического словаря. | Повторение за логопедом рассказа – описания о стуле. | 1 | |
70 | Мебель. | Развитие зрительного и слухового внимания. «Починим мебель» (Чего не хватает?) | 1 | |
71 | Логоритмическое занятие на тему:« Кто где живет?» | 1 | ||
72 | Работа над рассказом « У козы день рождения» | Различение звуков [з]-[с] в словах. | 1 | |
73 | Формирование диалогической речи по сказке «Теремок» | Определение позиции звука [а, о, у,ы] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова. | 1 | |
74 | Слово. | Работа над словом в ед. числе и множ. числе.У меня кукла, а в магазине …….. | 1 | |
75 | Посуда. | Развитие навыков языкового анализа. Слоговая структура. Слова: ваза, тазы, чашка, кастрюля. |
1 | |
76 | Подобрать картинки, название которых начинаются со звука. /у/ | Развитие фонематических представлений. | 1 | |
77 | Слово. | Дифференциация Ж-Ш в словах. Различение звуков [ж], [ш] в словах. |
1 | |
78 | Магазин игрушек. | Закрепление умения употреблять сущ. ед. и мн.числа.Проведение игр:« Магазин», «У кого что?» | 1 | |
79 | СловообразованиеИгра « Ласковые имена» | Игра « Ласковые имена» | 1 | |
80 | Грамматический строй речи. | Уменьшительно – ласкательные слова. Мама, сестра, брат, сын. | 1 | |
81 | Словообразование. | Употребление глаголов и составление с ними предложений. Стих-ие« Путаница» К.Чуковский |
1 | |
82 | Звуковой анализ слогов. | Понимание и различие сущ. м.р. и ж.р. Игра «Найди свою картинку» | 1 | |
83 | Диктант. | Различение звуков в словах. | 1 | |
84 | Предложение. | Закачивание предложений по опорным картинкам. Различение звуков в словах. |
1 | |
85 | Одежда. | Образование сущ.с уменьш.- ласкат. суффиксами, тема: «Одежда»Игра «Большой – маленький» | 1 | |
86 | Логоритмическое занятие на тему: «В гостях у лягушат» | 1 | ||
87 | Слова. | Развитие навыков языкового анализа. Слоговая структура. Слова: боты, кеды, ботинки, сапоги. | 1 | |
88 | Обувь. | Актуализация словаря. Развитие лексики.Рассмотрение картины «Обувь». | 1 | |
89 | Дифференциация г-к в словах. | Различение парных согласных звуков[г], [к] в словах. Звуковой анализ слов кот, год. | 1 | |
90 | Усвоение формы род. падежа имен сущ. Игра «Помоги детенышам, найти свою маму» | Выделение звука /к/,/г/ среди других согласных звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина). | 1 | |
91 | Цвет. Форма. Величина. | 1 | ||
92 | Звуки [д], [д’]. | Различение твердых и мягких звуков [д], [д’]. Звуковой анализ слова дыня. | 1 | |
93 | Весна. | Работа по картине «Весна» | 1 | |
94 | Звуки,буквы. | Подбор слов, начинающихся с пройденными гласными звуками.Игра « Передай мяч» | 1 | |
95 | Форма и размер предметов. | 1 | ||
96 | Предложение. | Слоговая структура. Предложения с отработанными двухсложными словами с закрытым слогом. Позиция, звука в слове. |
1 | |
97 | Логоритмическое занятие на тему: «Веселые музыканты» | 1 | ||
98 | Диктант. | Анализ слов. | 1 | |
99 | Транспорт. | Развитие слухового и зрительного внимания. Игра « Что лишнее?» |
1 | |
100 | Звуки, буквы. | Выделение начального звука /а/ из названий транспорта (автобус, автомобиль) .Анализ слов. | 1 | |
101 | Весна. | Игра « Что перепутал художник?»(признаки весны) Анализ слов. | 1 | |
102 | Первые весенние цветы.Формирование словаря. | Рассмотрение предметных картинок и живых цветов.Формирование словаря. | 1 | |
103 | Весна. | Слоговая структура. Двухсложные слова со стечением согласных. Игра« Телефон» | 1 | |
104 | Весенние цветы. | Анализ слов.Составление рассказа из 3-4 предложений о подснежнике (с опорой на картинки) | 1 | |
105 | Логоритмическое занятие на тему:« Птицы» | 1 | ||
106 | Перелетные птицы. | Рассмотрение картины «Грачи прилетели».Формирование словаря. | 1 | |
107 | Перелетные птицы. | Образование род. п. сущ. «Кого не хватает? Перелетные птицы. |
1 | |
108 | Звуки,буквы. | Составление и чтение слов с пройденными буквами.Живые буквы. Место звука в слове (начало, середина, конец). |
1 | |
109 | Насекомые. | Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).Развитие зрительного восприятия. | 1 | |
110 | Весна. | Употребление в речи простых предлогов. «Бабочка и цветы» | 1 | |
111 | Насекомые. | Развитие лексики.Формирование словаря. Рассмотрение предметных картинок. «Насекомые» |
1 | |
112 | Дифференциация в-ф,б-п,г-к в словах. | Различение парных согласных [в], [ф], [б], [г], [п], [в] в словах. | 1 | |
113 | Чтение скороговорок в 3-х темпах. | Запись в тетради. Заучивание. |
1 | |
114 | Дифференциацияд-т,з-с,ж-ш в словах. | Различение парных согласных [д], [т], [з], [с], [ж], [ш] в словах. | 1 | |
115 | Деревья. Лес. | Составление предложений по опорным словам, картинкам. | 1 | |
116 | Звуковой анализ слов. | Определение последовательности звуков в слове. Характеристика звуков. | 1 | |
117 | Работа по содержанию сказки « По щучьему велению» | Составление слов из данных звуков. | 1 | |
118 | Весна. | Картина «Весна». Зарисовки в детских тетрадях. Заучивание четверостишия «Весенний звон» |
1 | |
119. | Развитие лексико-грамматической системы языка. | Изменение слов по образцу: малыш-малыши, шалаш-шалаши. | 1 | |
120. | Работа с загадками. | Расширение словарного запаса. Заучивание загадок в стихах. | 1 | |
121. | Работа над сказкой «Лиса и заяц» | 1 | ||
122. | Зрительный диктант. | 1 | ||
123. | Развитие связной устной речи. | Развитие связной устной речи. Работа над рассказом « Цапля и лиса» | 1 | |
124. | Весна. | Зарисовки картинок по рассказу «Весна» | 1 | |
125. | Чтение скороговорок в 3 темпах. Заучивание. | Запись в тетради.Заучивание. | 1 | |
126. | Слово.Развитие внимания к звуковой стороне речи. | «Отстучи сколько звуков в слове» | 1 | |
127. | Звуки и буквы. | В гостях у Звукоежки. Работа с загадками на зв. /ш/-/ж/.Игра «Добавить звук» | ||
128. | Слово. | Дифференциация сонорных звуков в словах. Игра «Назови ласково» | ||
129. | Связная речь. | Повышение речевой активности. Составление и использование в речи двухсловных предложений. | ||
130. | Лексика. Предметы народного быта. | Работа с иллюстрациями, натуральными предметами. | ||
131. | Диктант. | |||
132. | Речевой праздник. | |||
133. | Связная речь. | Просмотр мультфильмов. Пересказ просмотренных мультфильмов. |
2 класс (139 час.)
Разделы работы |
Содержаниепланирования. | Ожидаемый результат. |
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. Слог. Деление на слоги. Перенос слов.Ударение.Твердые и мягкие согласные.Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация звуков [ы]-[и], [а]-[я], [о]-[ё], [у]-[ю]. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце и середине слова.Звонкие и глухие согласные.Дифференциация звуков [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш].
Разделительный мягкий знак. Дифференциация мя-мья. Ударение. Ритмико-интонационная структура слова. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слов. |
Знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры. Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам.Различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком.Распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, знать правило проверки звонких согласных на конце слова.Выделять ударные и безударные гласные. |
Лексико-грамматический строй речи. | Расширение словаря по темам: «Летние каникулы», «Режим дня», «В гости к осени, зиме, весне», «На улицах города», «Семья дома», «Перелетные и зимующие птицы», «Живая и неживая природа в различные времена года», «Зимние развлечения и спорт», «Защитники Отечества», «Праздник наших мам», «Речевой этикет».Слова, близкие и противоположные по смыслу Многозначные слова. Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов.Сопоставление слов-предметов, признаков, действий. Изменение существительных по числам. |
Активизировать усвоенный словарь через речевую практику.Употреблять в речи усвоенную терминологию.Уметь ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предметы, признаки, действия.Различать одушевленные и неодушевленные существительные, употреблять прописную букву в именах собственных.Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, исправлять ошибки словоупотребления. |
Работа над предложением и связной речью. | Языковой анализ предложений.Восстановление деформированных предложений.Главные члены предложения. Установление связи слов в предложении по вопросам.Предлоги. Дифференциация предлогов.Связь между предложениями в тексте. Деление текста на предложения. Общее понятие о тексте-повествовании. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста. |
Понимать роль предложения в общении.Определять количество слов в предложении на слух, место слова.Составлять предложения с заданным количеством слов.Выделять логическое ударение в предложении.Правильно употреблять предлоги.
Рассказать о себе и своей семье, погоде, времени года на заданную тему. Восстанавливать деформированный повествовательный текст. Составлять и записывать текст на заданную тему или по личным наблюдениям. Передавать содержание текста по вопросам, определять тему текста, озаглавливать, устанавливать связь между частями |
Неречевые процессы | Развитие свойств внимания.Закрепление временных и пространственных представлений.Коррекция психомоторики.Развитие наблюдательности к языковым явлениям.Развитие мышления, всех видов памяти. | Четко знать, определять и называть временные и пространственные представления.Работать вдумчиво, сосредоточенно: уметь распределять внимание.Анализировать, сравнивать, обобщать.Запоминать и передавать информацию. |
во 2 классе
на I полугодие 2013-2014 учебного года
№ | Тема | Содержание работы | Кол-во часов | Сроки |
1-8 | Логопедическое обследование | 8 | ||
9 | Слово | Слова, обозначающие предметы. | 1 | |
10. | Слово | Слова, обозначающие действие. | 1 | |
11. | Слово | Дифференциация слов, обозначающих предметы и слов, обозначающих действие. | 1 | |
12. | Предложение. | Дифференциация понятий «слово» и «предложение» | 1 | |
13 | Предложение. | Интонационная законченность предложения. | 1 | |
14. | Предложение. | Составление предложений из трёх слов. | 1 | |
15. | Предложение. | Главные члены предложения. | 1 | |
16. | Развитие речи. | Составление рассказа по сюжетной картине «Дети в осеннем лесу». | 1 | |
17. | Игры с загадками. | Обогащение словаря. | 1 | |
18. | Звуки и буквы. Выделение первого звука в слове. | 1 | ||
19. | Звукобуквенный анализ и синтез слова. | Выделение последнего звука в слове. | 1 | |
20. | Пересказ сказки «Гуси- Лебеди». | 1 | ||
21. | Гласные звуки 1 ряда: а,о,у,ы,э.Составление слов. | 1 | ||
22. | Звукобуквенный анализ и синтез слова. | Соотношение между звуками и буквами в слове. | 1 | |
23. | Гласные звуки 2 ряда:я,е,ё,ю,и.Составление слов. | Определение количества звуков в слове. | 1 | |
24. | Логоритмическое занятие на тему: «Находчивый бобер» | 1 | ||
24. | Выделение первого слога в слове. | 1 | ||
25. | Лексика. Развитие связной речи. | «Овощи. Огород»Образование множ. числа сущ. Игра с мячом « Один-много» | 1 | |
26. | Диктант | 1 | ||
27. | Дифференциация б-п по картинкам. | Развитие навыков языкового анализа. | 1 | |
28. | Слоговой анализ и синтез слова. | Деление слов на слоги. | 1 | |
29. | Развитие связной речи.Лексика. | «Сад. Фрукты»Дифференциация овощей и фруктов.Игра «Поможем клоуну» | 1 | |
30. | Ударение. | Ударение в простых словах. | 1 | |
31. | Ударение. | Ударение в двухсложных словах. | 1 | |
32. | Развитие связной устной речи.«Грибы.Ягоды» | Составление рассказа по опорным картинкам. «В лесу» | 1 | |
33. | Развитие речи. | Рассказ по серии картинок «Колобок». | 1 | |
34. | Твердые и мягкие согласные. | Мягкий знак в конце слова. | 1 | |
35. | Твердые и мягкие согласные. | Мягкий знак в середине слова. | 1 | |
36. | Звуки, буквы. | Согласные буквы свистящие. | 1 | |
37. | Звуки, буквы. | Согласные звуки шипящие. | 1 | |
38. | Твердые и мягкие согласные. | Различение на письме букв а-я после согласных. | 1 | |
39. | Твердые и мягкие согласные. | Различение на письме букв у-ю после согласных. | 1 | |
40 | Твердые и мягкие согласные. | Различение на письме букв о-ё после согласных. | 1 | |
41 | Твердые и мягкие согласные. | Различение на письме букв ы-и после согласных. | 1 | |
42. | Логоритмическое занятие на тему: «Муха – Цокотуха» | 1 | ||
43. | Твердые и мягкие согласные. | Дифференциация э-е. | 1 | |
44. | Буква Я. | 1 | ||
45. | Буква Ю. | Звуко – буквенный анализ слов. | 1 | |
46. | Буква Е. | Звуко – буквенный анализ слов. | 1 | |
47. | Гласные буквы,дающие твердость согласным. Буквы А,О,У. | Звуко – буквенный анализ слов. | 1 | |
48. | Гласные буквы, дающие твердость согласным. Буквы Э,Ы. | Звуко – буквенный анализ слов. | 1 | |
49. | Логоритмическое занятие на тему: «В гостях у лягушат». | 1 | ||
50. | Развитие речи. | Работа над картиной «Осень» | 1 | |
51. | Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация б-п в слогах. | 1 | |
52. | Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация б-п в словах. | 1 | |
53. | Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация б-п в предложениях и в связных текстах. | 1 | |
54. | Путешествие в страну « Глухих звуков.» | Звуко – буквенный анализ слов. | 1 | |
55. | Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация д-т в слогах. | 1 | |
56. | Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация д-т в словах. | 1 | |
57. | Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация д-т в предложениях и в связных текстах. | 1 | |
58. | Лексика. Развитие речи. Одежда. | Составление рассказов – описаний об одежде.Игра «Магазин». | 1 | |
59. | Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация г-к в слогах. | 1 | |
60. | Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация г-к в словах. | 1 | |
61. | Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация г-к в предложениях и в связных текстах. | 1 | |
62. | Развитие речи. | Рассказ-описание «Дед Мороз». | 1 |
Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий
во 2 классе
на II полугодие 2013-2014 учебного года
63 . | Дифференциация в – ф в слогах и словах. | 1 | ||
64. | Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация в – ф в предложениях и в связных текстах. | 1 | |
65. | Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация ж – ш в слогах. | 1 | |
66. | Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация ж – ш в словах. | 1 | |
67. | Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация ж – ш в предложениях и в связных текстах. | 1 | |
68. | Зима. Зимующие птицы. | Деление на слоги названий зимующих птиц. | 1 | |
69. | Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация з – с в слогах. | 1 | |
70. | Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация з – с в словах. | 1 | |
71 | Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. | Дифференциация з – с в предложениях и в связных текстах. | 1 | |
72. | Логоритмическое занятие на тему: «Зайкин день» | 1 | ||
73. | Дифференциация р – л. | 1 | ||
74. | Звуки и буквы. Согласные звонкие. | Дифференциация р – л. | 1 | |
75. | Звуки и буквы «и,й» | Звуки и – й. | 1 | |
76. | Звуки и буквы. Согласный «й» | Дифференциация слов с буквами и, й. | 1 | |
77. | Развитие речи. | Составление рассказа по сюжетной картинке «Рукавичка». | 1 | |
78. | Слоговой состав слова. | Выделение гласных из слов. | 1 | |
79. | Слоговой состав слова. | Деление слов на слоги. | 1 | |
80. | Работа с деформированным текстом. | Определение порядка слов в предложении. Слоговый анализ и синтез слов. | 1 | |
81 . | Домашние животные зимой.Развитие связной речи. | Рассказ – описание о домашних животных по плану. | 1 | |
82. | Диктант. | 1 | ||
83. | Ударение. | Выделение ударного слога. | 1 | |
84. | Ударение. | Выделение ударной гласной. | 1 | |
85. | Слово. | Слова, обозначающие названия предметов. Классификация предметов. | 1 | |
86. | Развитие связной речи. | Просмотр мультфильма с последующим пересказом, анализ героев. | 1 | |
87. | Предложение. Большая буква в начале предложения. | 1 | ||
88. | Чтение книжек - малышек. | 1 | ||
89. | Слово. | Дифференциация существительных единственного и множественного числа. | 1 | |
90. | Логоритмическое занятие на тему: «Пироги пекла лиса» | 1 | ||
91. | Предложение. | Составление схемы предложений. | 1 | |
92. | Составление предложений по графическим схемам. | Игра « Телеграф» | 1 | |
93. | Перестановка слов с целью получения нужной фразы.(Юли, красивая, кукла, у) | 1 | ||
94. | Работа с кроссвордами. | Составление связных предложений с персонажами кроссворда. | 1 | |
95. | Диктант. | 1 | ||
96. | Стихотворение « Дни недели» | Работа над отрывком.Выразительное чтение. | 1 | |
97. | Развитие речи. | Последовательный пересказ с опорой на картинки «Репка». | 1 | |
98. | Составление мини-рассказа на тему: « Аквариум» | Развитие связной речи. | 1 | |
99. | Слог. Дифференциация одно, двух, трёхсложных слов. | Развитие слогового анализа. | 1 | |
100 | Слуховой диктант. | Разучивание стих-я «Лягушка». | 1 | |
101. | Предлоги. | Уточнение конкретно-пространственно го значения предлогов. |
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию
Рабочая программа "Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников" большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой "Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт". Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой "Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт". Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа "Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников "большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа "Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников " большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа "Коррекция акустической дисграфии у младших школьников" большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.
Целевая аудитория: для логопеда
Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Целевая аудитория: для логопеда
Перспективный план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ОНР IIIур.р.р. с учётом лексичко - тематического планирования. План составлен на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Москва, «Просвещение» 2009г.