Печи для гаража своими руками схема. Печки для гаража с лучшей теплоотдачей – что греет…

Зачастую в гаражах и гаражных кооперативах отсутствует центральное коммунальное отопление. С одной стороны – подобное положение вещей кажется вариантом приемлемым, ведь тарифы ЖКХ неуклонно растут. Тем не менее, гаражи необходимо отапливать для проведения в них ремонтных работ.

Каждый владелец самостоятельно придумывает выход из ситуации. Печи для обогрева чаще всего делаются своими руками – это дешево и эффективно. Такие агрегаты за короткое время могут нагревать помещение гаража до приемлемой температуры.

Особенности

Если в течение зимы накапливается много работы по ремонту машины, то в холодном гараже находиться длительное время практически невозможно. Традиционно так сложилось, что гаражи обогреваются чаще всего печкой- «буржуйкой», которая проста в устройстве.

Делается она следующим образом: в стальной бочке прорезаются отверстия, к ним привариваются трубы и соответствующая фурнитура. Важно в таких конструкциях то, что корпус не надо делать, он уже готов, остается только реализовать небольшие доработки.

Отопление печкой- «буржуйкой» может быть вполне допустимо: она стремительно нагревается и отдает тепло. Основной объем работ по монтажу печки реально выполнить с помощью небольшого сварочного аппарата.

Иногда в гаражах складывают печи из кирпича, но они занимают немало места и не так оперативно обогревают помещение. Поэтому чаще всего используются дровяные «буржуйки». Название это достаточно условно, ведь в такие конструкции можно помещать практически любой горючий материал.

Плюсы и минусы

Преимущества буржуек в гараже:

  • быстрый нагрев
  • универсальность материала для сжигания.

Два этих решающих фактора позволяют буржуйкам держать «пальму первенства» по популярности среди автолюбителей. Из недостатков можно вспомнить то, что материал в подобных агрегатах стремительно прогорает, а сама печка остывает в течение короткого времени.

На сегодняшний день появилась новая генерация «буржуек», у которых тепло не так быстро улетучивается: если использовать баллон емкостью 50 литров для пропана, то подобный аппарат может действенно функционировать долгое время. Это позволяет надежно обогревать помещение.

Особняком стоят печки на отработке. Здесь возникают вопросы, потому что в отработке наличествуют тяжелые металлы, а эти вещества ни в коем случае не должны попадать в организм человека. Такие печки следует обеспечивать сильной тягой, они должны быть сделаны максимально герметично.

«Буржуйки» же стали популярны во времена различных невзгод: во время Гражданской войны в России, во время Великой Отечественной войны. Подобные факты говорят о том, что «буржуйки» имеют практическое значение.

Ключевые требования

Самый лучший материал для изготовления подобных печек – это баллоны для газа, они имеют толстые металлические стенки, на которых можно проводить сварочные работы. Толщина стенки не должна быть тоньше 3 мм (лучше всего – 5 мм). Это является ключевым требованием безопасности.

По конструкции «буржуйки» могут быть горизонтальные и вертикальные. Длинные дрова лучше всего применять для горизонтальной печи – в этом плане горизонтальная «буржуйка» более функциональна.

Виды печей

Любую кирпичную печь на дровах реально снабдить водяным контуром. В самой емкости позволительно разместить камеру горения, также ее можно скомпоновать перед выходом в дымоход водяного теплообменника.

Теплообменники могут быть:

  • в форме змеевика;
  • составленные из труб;
  • встроенные емкости;
  • конвекционные – крепятся к стене печи;
  • монтирующимися возле дымохода.

Печь Бутакова с бойлером и водяным контуром

Преимущества:

  • трубы располагаются по корпусу печи;
  • происходит активный теплообмен;
  • водяной контур не зависит от процесса горения.

Конвекционная отопительная система была придумана в Канаде. Модели представляют собой мобильные конвекторные печи, которые разогреваются за короткое время, обеспечивая помещение потоком теплого воздуха. Иногда в них стоит вентилятор, что способствует еще более быстрому нагреванию помещения.

Печь для гаража представляет собой полый цилиндр из металла, в который встроена труба, направленная вертикально. Воздух идет снизу и поднимается, нагреваясь, внутри корпуса. Таким образом, в гараже постоянно существует циркуляция холодных и теплых масс воздуха.

Как сделать своими руками?

Сконструировать самостоятельно печь длительного горения несложно, следует уметь пользоваться:

  • компактным аппаратом для сварки;
  • турбиной;
  • электродрелью.

Работы начинаются с того, что вырезаются две небольшие двери: одна для дров, другая – чтобы вынимать золу. Фрагменты железа, которые вырезаются, будут служить «дверями» – выбрасывать их не рекомендуется. Намечается место, где будет привариваться арматура в 10 мм, шаг монтажа – около 2,5 см.

Снизу приваривается днище (если оно отсутствует), в крышке делается отверстие для дымохода. Дальше крепится полоса металла (порядка 60 мм). Сечение патрубка разумнее всего сделать стандартным: тогда будет возможность поместить дымовую трубу. К дверкам прикрепляются петли и замок. Если все сделать правильно, зазоры будут минимальны (их позволительно даже не обрабатывать герметиком).

Традиционно так сложилось, что гаражные буржуйки негерметичны. Если зазоры слишком большие, следует отрезать полоску шириной в 1 см и приварить ее по шву. Затем монтируется дымоход, после этого имеет смысл приступать к работам.

Горизонтальные печки делаются подобным способом. В горизонтальной печке ящик для золы помещается в нижней части. Сделать его можно из листа стали, используя уголки. Можно сложить печь из кирпича, но она будет занимать слишком много места.

А вот печки из металла хороши тем, что они нагреваются за считанные минуты и эффективно отдают тепло.

Все, кто имел когда-либо дело с «буржуйкой», прекрасно знают: корпус печки часто раскаляется докрасна. Это не очень комфортно, а порой – небезопасно. Чтобы обдув и обогрев были более действенным, были изобретены специальные конструкции.

В верхней части закрепляется патрубок для крепления дымохода (чтобы это сделать, рекомендуется приварить небольшой отрезок трубы нужного сечения). После того как монтаж состоялся, металл внутри удаляется.

Важно не забыть про ножки (чтобы присутствовал зазор между полом и баллоном): их проще всего сделать из обрезков труб или уголков. К ножкам приваривают металлические квадратики для большей устойчивости.

Затем устанавливается дверца. Поддувало делается из куска металла, к которому привариваются петли и замок. Существование небольших щелей – это благо, через них поступает кислород, что будет способствовать лучшей тяге.

Разумнее делать дверцы немного больше проема – тогда будет соблюдаться более высокая герметичность.

Вопрос можно решить с помощью небольшого инженерного ухищрения: берутся две бочки разных сечений, и одна вставляется в другую. Образовавшийся зазор засыпается мелким щебнем, который перемешивается с сеяным песком. Таким образом, внутренняя бочка – это топка, а внешняя – импровизированный корпус.

Преимущество такой конструкции в том, что она более массивна и дольше нагревается, но она будет и дольше отдавать тепло.

Из тех же газовых баллонов можно сделать печь более длительного горения. Конструкция носит название «Бубафоня», появилась она несколько лет назад. В печь кладут не только деревянные фрагменты, но также опилки, бумагу и другие горючие материалы.

Нередко также подключают водяное отопление и располагают трубы по стенам гаража. Такая конструкция будет более сложная и дорогостоящая, но если в зимнее время в гараже проводятся ежедневно ремонтные работы – то она весьма желательна.

Принцип функционирования подобной системы заключается в том, что горючие материалы кладутся на горящие. В результате процесс горения не столь стремителен, а теплоотдача происходит более рационально, значительно растянувшись во времени.

Конструкция достаточно эффективна, чтобы обогреть стандартное помещение средних параметров: печь обыкновенной круглой формы, корпус цилиндрический, дно не имеет крышки. Вся суть заключается в устройстве подвижного блока. В просторечье его часто именуют «груз».

Эта часть обеспечивает поступление кислорода в зону горения. По форме напоминает круг, к нему крепится труба. На этом круге приделаны уголки. Таким образом, создаются импровизированные воздуховоды, по которым происходит поступление воздуха, необходимого для поддержания горения. Дымовой патрубок монтируется в верхней точке корпуса. Горизонтальная часть не превышает 35 см.

Подготовив горючие материалы, делается «заряд» и поджигается. На трубу прикрепляют крышку, а через трубу поступает кислород, который обеспечивает процесс горения.

«Бубафоня» работает по похожему сценарию. Размер груза уступает размеру корпуса. Через специальный зазор продукты горения попадают в камеру. В этой зоне содержимое печи воспламеняется, происходит процесс горения. Делать печь герметичной не рекомендуется – присутствующие зазоры будут обеспечивать большую тягу.

Печь для гаража, функционирующая на дешевом топливе, является отличным выходом для тех автолюбителей, которые не хотят обустраивать «дом автомобиля» полноценной и дорогостоящей системой отопления.

Обогрев гаража – какие существуют варианты?

Владельцы транспортных средств (ТС) знают, что машину необходимо оставлять на отдых в гаражах с температурой +5 °С и выше. Если этот показатель не выдерживается, водителю после длительной стоянки авто будет достаточно сложно завести двигатель. При низких температурах иногда замерзает антифриз, что приносит массу проблем при эксплуатации ТС. Случаются и еще более серьезные неприятности.

Избежать их просто – обеспечить в гараже ту самую требуемую температуру на уровне +5. В случаях, когда «дом для авто» построен в качестве пристройки к жилому строению, где есть центральное отопление, гараж обычно оснащают отопительным агрегатом, подключая его к общей сети. А вот в тех гаражах, которые находятся далеко от отапливаемых домов и зданий, приходится устанавливать автономные нагреватели.

К таковым относят:

  • Печки булерьян – устройства с высоким коэффициентом полезного действия, функционирующие на любом твердом топливе (отходы древесины, уголь, торф и так далее). Эти агрегаты работают до 8–10 часов на одной закладке горючего материала. Они очень компактны и просты в применении. Казалось бы – идеальный вариант для гаража. Но есть проблема – объективно высокая стоимость таких установок.
  • Масляный, инфракрасный или электрический обогреватель, тепловые пушки – приборы, подключаемые к электросети. Трудностей с их установкой нет никаких, но электроэнергии они потребляют много. Такие устройства экономные люди не используют в качестве печи для гаража, так как затраты на них по-настоящему высоки.
  • «Буржуйка» – простая печка, работающая на дровах. Она хорошо подходит для отопления гаражей. Ее не обязательно покупать в магазине. Элементарную и при этом весьма эффективную в эксплуатации «буржуйку» несложно сделать самому.

Также любой водитель при должном старании может изготовить экономичную печь для гаража своими руками, которая будет работать на отработанном масле. О том, как сделать самому такую конструкцию, а также «буржуйку», мы и расскажем далее.

Самодельная печь на дровах – элементарная и эффективная

Простая «буржуйка» для гаража характеризуется рядом достоинств:

  • малой стоимостью монтажа и обслуживания;
  • «всеядностью» (топливом для такой печки может служить и уголь, и дрова, и древесные опилки);
  • достаточно высоким показателем полезного действия при объективно малых размерах конструкции;
  • возможностью приготовления или разогрева на «буржуйке» пищи;
  • отсутствием необходимости в сооружении фундамента под отопительное устройство.

Печка на дровах может изготавливаться по-разному. При этом любая такая конструкция обязательно имеет следующие составляющие:

  • Камеру сгорания – топку. Геометрические параметры и конфигурацию этой части «буржуйки» каждый выбирает на свой вкус.
  • Трубопровод для выхода дыма. Он выполняется в спиральном либо изогнутом виде. Если для создания печи вы планируете использовать прямые отрезки трубы, учитывайте, что их длина не может быть больше 100 см.
  • Колосники – специальная решетка, на которую укладывают твердое топливо. Она необходима для создания хорошей тяги в отопительном устройстве. Колосники всегда размещаются в основании «буржуйки».
  • Зольник – небольшой отсек под колосниками. В нем собирается зола от сгоревшего топлива.

Изогнутая форма дымохода обусловлена потребностью уменьшения скорости, с которой нагретый в печи воздух движется по трубе. «Повороты» трубопровода задерживают дым. В результате он не уходит в трубу, а активно отдает гаражу тепловую энергию. Как видим, такая печь для гаража имеет простую и понятную конструкцию. Мы прикладываем к статье чертежи подобных устройств для отопления. Сделать печь, руководствуясь ими, совсем не сложно. Важно только помнить две вещи:

  1. Монтаж «буржуйки» выполняется в той части гаража, где не хранятся расходные горючие материалы и разнообразные смазки, деревянные элементы, предметы, подверженные легкому воспламенению.
  2. В гараже обязательно следует сделать отверстия, через которые в него постоянно будет поступать воздух с улицы, а также простейшую вытяжную вентиляцию для отвода отработанных продуктов горения.

Делаем «буржуйку» своими силами

Дровяная печка изготавливается из металла. Можно использовать:

  • трубу сечением от 30 см;
  • металлические листы толщиной 5–8 мм;
  • бочку со стенками от 5 мм толщиной.

Листы металла следует порезать болгаркой на нужные вам по размерам куски и соединить их в кубическую конструкцию при помощи . Бочку или трубу используют в том виде, в каком они есть, подрезав их под заданные геометрические параметры. На задней стенке конструкции (либо на ее верху) нужно смонтировать трубу для отвода дыма. Диаметр трубного изделия берут около 12–16 см. Толщина его стенок – 2–3 мм (в противном случае труба просто-напросто прогорит).

Затем вырезаем в конструкции участок для топки, а под ней делаем место, куда будет падать зола от сгоревшего топлива. Эти два участка отделяем друг от друга колосниками, которые изготавливаются из металлической горизонтальной пластинки с несколькими прорезями (готовое изделие можно купить на рынке либо в строительном магазине).

Если вы планируете возвести достаточно крупное отопительное устройство, прорези решетки обязаны иметь параметры около 4–5 см. Для небольшой печки, которую вы будете топить мелкими дровами и углем, достаточно прорезей в 1–1,2 см.

Сам зольник обычно делают в виде съемной металлической емкости. Ее изготавливают из стали (листовой) толщиной 3 мм. Такой ящик легко вынимать по мере необходимости и освобождать от золы. Для повышения эффективности функционирования устройства специалисты советуют приварить к бокам (перпендикулярно им) самодельной конструкции 4–5-миллиметровые стальные пластинки. За счет этого площадь контакта печки с окружающим воздухом увеличится, и гараж намного быстрее нагреется.

Отопительное устройство для сжигания отработанного масла – «дармовое» тепло

Самодельная печка для гаража этого типа очень популярна среди автолюбителей. Она работает на любом виде масла (трансмиссионное, машинное, сланцевое, индустриальное), на печном и дизельном горючем и даже на остатках лакокрасочных материалов. По величине отдачи тепла в воздух такая конструкция идентична обычному обогревателю, функционирующему на электричестве.

Схема описываемого устройства проста. Печка выполняется из двух емкостей. Их соединяют трубой, расположенной вертикально. В этой трубе обязательно нужно будет сделать отверстия. Рекомендуемые геометрические габариты такой печи – 0,7х0,5х0,35 м, общий вес – в пределах 30–35 кг, объем используемых емкостей – 12 л. В качестве последних чаще всего применяют старые компрессоры от советских холодильников либо баллоны, в которых хранился пропан.

  1. Из металлического уголка делаете 20–25-сантиметровые ножки, на которые горизонтально устанавливаете один бак.
  2. Привариваете емкость к ножкам-опорам.
  3. На верху первого бака и на днище второго (примерно посередине) просверливаете отверстия и вертикально привариваете к ним трубу, соединяя две емкости в одну конструкцию. Толщина трубного изделия – 5–6 мм. Еще лучше – сделать разборную конструкцию. Нижнюю часть трубы в этом случае вы привариваете к нижнему баку, а верхнюю плотно насаживаете на отверстие второй емкости. Разборное устройство вам будет намного проще очищать от сажи и копоти.
  4. Сверлите 10–14 отверстий в трубе (на среднем ее участке). Обратите внимание – отверстий не делают в пределах 9–10 см от емкостей.
  5. Вырезаете небольшое отверстие на верху нижнего бака, оборудуете его простой крышкой, которую будет удобно открывать и закрывать. Данное отверстие необходимо для заливки масла (другого используемого горючего).
  6. На верху второго бака также делаете отверстие, привариваете к нему патрубок и монтируете на него трубу-вытяжку. Последнюю лучше всего делать из «нержавейки» (оцинковки).

Надеемся, что чертежи и видео, которыми мы снабдили эту статью, помогут вам быстро сделать эффективную печку для «дома» своего автомобиля.

Требования к температуре в гараже отличаются от тех, что предъявляются к дому, ведь человек долгое время находится здесь лишь при проведении каких-то работ с автомобилем, а в остальное время тут находится лишь само транспортное средство. Тем не менее, для хранения машины определенная температура все же должна поддерживаться, поэтому для гаража по-прежнему актуальна, особенно – для регионов с холодным климатом. Такой отопительный прибор несложно сделать своими руками.

О температуре в гараже

В подобном помещении нелегко оборудовать традиционную отопительную систему, да и обойдется все это достаточно дорого. С другой стороны, в гараже должна поддерживаться оптимальная температура воздуха, ведь машину не рекомендуется хранить при показателях меньше +5 градусов , в то время как для проведения каких-либо работ требуется минимум +18 градусов .

Обычно для используются компактные экономные печи с достаточно высокой эффективностью и хорошим прогревом помещения. Еще важно, чтобы печь быстро прогревала гараж и была при этом безопасной. Большой плюс, если в качестве топлива могут выступать разного рода отходы – древесные, например, или . Благодаря этому отопление гаража еще больше удешевится.


Обратите внимание! Переносные электрообогреватели для гаража почти не используются, поскольку оказываются малоэффективными. Еще они небезопасны, поэтому их нельзя оставлять без присмотра. А ночевать в гараже, чтобы присматривать за всем этим, не пожелает никто.


Гаражи редко хорошо утепляются с применением качественных теплоизоляционных материалов, а потому теплопотери в подобных помещениях обычно высоки. Кроме того, чтобы отопить небольшую площадь, энергии порой необходимо куда больше, чем для обогрева дома. В среднем, для обогрева гаража со стандартной площадью хватает отопительного прибора мощностью 2,5 кВт. Для поддержки постоянной температуры порядка +16 градусов потребуется печь на 2 кВт. Довольно часто владельцы, стремясь сэкономить, отапливают не весь гараж, а только ту его зону, где они работают.


На заметку! Если качественно утеплить ворота и стены, а также герметизировать все щели, то можно снизить теплопотери и таким образом сэкономить, так как будет легче поддерживать требуемую температуру.

Разновидности гаражных печей

Перед тем как приступить к рассмотрению , стоит ознакомиться с тем, какие вообще отопительные приборы используются в гаражах. Здесь можно устанавливать агрегаты, работающие на разном топливе – это и газ, и электричество, жидкое или твердое. Необходимо лишь, чтобы печь имела достаточно высокую эффективность и потребляла как можно меньше топлива.


Печь-буржуйка

Один из самых популярных вариантов, знакомый, пожалуй, каждому. компактна, проста, быстро нагревается и «непереборчива» в плане используемого топлива (можно использовать практически все, что горит).

На заметку! При эксплуатации буржуйки следует быть осторожным, иначе агрегат может спровоцировать пожар. Помимо того, буржуйки быстро расходуют топливо вне зависимости от его типа.


Раньше с помощью таких печей отапливались жилые помещения, но после появления центрального отопления стали неактуальными. Поэтому сегодня их можно встретить только в гаражах и подсобных помещениях.

Как правило, для самостоятельного используют старые газовые баллоны или большие металлические трубы с толстыми стенками. Как бы то ни было, важно, чтобы толщина материала составляла минимум 2 мм, но лучше все же 5 мм. Корпус должен иметь сечение не меньше 30 см. Также заметим, что буржуйка служит в среднем несколько лет.


Таблица №1. Какими бывают печи-буржуйки?

Наименование, фото Краткое описание
Удобная в использовании конструкция, т. к. помещает в себя довольно длинные поленья. Топливо перед загрузкой не нужно измельчать. Но горизонтальная разновидность более габаритная, чем вертикальная.
Более простой в изготовлении вариант, но со значительным недостатком: камера сгорания будет небольшой, потому топливо перед загрузкой нужно будет измельчать.

Другой особенностью буржуйки является то, что она при работе сильно нагревается (порой даже раскаляется), потому рядом с ней непросто находиться. Из-за этого появились конструкции с двумя стенками. Самый простой вариант – взять бочки разного диаметра, вставить ту, что поменьше, в большую, а пустоты между ними заполнить песком или галькой. В итоге получится толстостенный агрегат, более удобный в эксплуатации и дольше сохраняющий тепло. С другой стороны, буржуйка с двойными стенками дольше прогревается.


Печь из кирпича

Кирпич – это теплоемкий материал, а потому печь из него будет долгое время хранить и отдавать тепло в помещение. Необходимо лишь хорошенько ее прогреть. Оптимальный вариант для автовладельцев, каждый день проводящих в гараже долгое время.


Встречаются менее часто, как буржуйки, но все равно они не так пожароопасны и более удобны. Заметим также, что подобную печь нужно ставить на надежный фундамент, т. к. весит она много.

Характеризуются эффективностью и экономностью, для них не нужно дополнительно закупать топливо. Правильно оборудованная печь не будет дымить и выделять в воздух тяжелые металлы (последние могут присутствовать в отработанном машинном масле).


Обратите внимание! Для таких печей может использоваться не только машинное, но и трансмиссионное, трансформаторное масло.

По сути, такая печь представляет собой пару соединенных при помощи перфорированной трубки емкостей. Вес агрегата может достигать 30 кг, в него может помещаться порядка 12 л отработанного масла. Средний расход – 1 л топлива за час работы. Если решили сделать выбор в пользу печи на отработке, то предварительно продумайте, где будете брать топливо – с одного автомобиля масла уж точно не хватит при условии постоянного использования отопительного агрегата. Можете спросить владельцев других гаражей по соседству – может, они согласятся отдавать вам масло.


К недостаткам подобной конструкции можно отнести большую длину дымохода (минимум 4 м), который – обязательно – должен располагаться строго вертикально и не иметь никаких изгибов. Кроме того, потребуется регулярная чистка емкости для отработки, что едва ли можно считать приятным занятием.

Приступим непосредственно к теме нашей сегодняшней статьи. Начнем с того, что такая печь (а ее тоже можно изготовить своими руками из баллона) действует по принципу конвертерного сжигания. Агрегаты длительного горения более сложны, чем описанные выше буржуйки, но все же ничего невозможного нет. В качестве топлива можно использовать уголь, древесину, пеллеты и проч., но используется только твердое топливо.


Важно! Стоимость такой печи заводского производства достаточно высока, а потому многие, стараясь сэкономить, отдают предпочтение самостоятельному изготовлению.

Ознакомимся с ключевыми особенностями агрегатов длительного горения.

  1. Топливо горит дольше . в обычной топке будут сжигаться быстро, в то время как в подобной печи они тлеют и отдают тепло от 6 до 10 часов; следовательно, гараж будет дольше прогреваться.
  2. Дрова перед закладкой нужно прессовать – так они не будут сильно разгораться, а время тления увеличится.
  3. Горение топлива начинается сверху (в традиционных печах – снизу), а потому такие конструкции обычно вертикальные.

Таблица №2. Какими бывают печи длительного горения?

Наименование, фото Краткое описание
Популярная разновидности печи, которую порой используют и для обогрева жилых помещений. По сути, булерьян – это нечто среднее между буржуйкой и бубафоней (это еще одна разновидность, о ней рассказано ниже). Принцип работы основывается на принудительной конвекции воздуха – он подается снизу, прогревается и выводится сверху уже нагретым.
Подобная конструкция появилась более 6-ти лет назад, она отличается высокой эффективностью и простотой. В качестве топлива можно использовать все – от обычных дров до опилок. Недостатком печи является ее чистка: для удаления золы приходится переворачивать агрегат. Если хотите, можете внести свои изменения в конструкцию, но в любом случае она будет простой.

О некоторых важных моментах

Обычно печи длительного горения делают металлическими. Оптимальная толщина металла – 4 мм (можно больше). Дымоход лучше сделать состоящим из нескольких частей, чтобы в дальнейшем его было проще чистить. Для дымохода тоже нужен достаточно толстый металл – это продлит срок службы элемента.

На заметку! Если вы будете часто и подолгу работать в гараже, то не экономьте на материалах!


Для корпуса можно использовать отрезок большой трубы, газовый баллон или старую 200-литровую бочку; либо, как вариант, его можно сварить из кусков металла. Сверху корпуса нужно сделать отверстие для установки дымохода (его диаметр должен составлять где-то 15 см); еще одно отверстие (диаметром 10 см) потребуется для притока воздуха, без которого дрова не будут гореть.

Еще потребуется груз – он будет давить на топливо. Это должен быть тяжелый железный круг диаметром несколько меньше (на несколько миллиметров) диаметра корпуса. Круг должен быть с небольшим воздуховодом, посредством которого будет поступать кислород.

Пошаговая инструкция по изготовлению печи

Шаг 1. В нашем примере используется простая 250-литровая бочка с толстыми стенками – идеальный вариант для изготовления печи. Отрежьте верхнюю часть бочки, но не выбрасывайте.


Шаг 2. Сделайте из верхней части своего рода крышку – «блин» для подачи кислорода. Подгоните ее по размерам бочки – в итоге при установке между ней и стенками должно оставаться по 2 мм по всей окружности. Заварите горловину крышки. В ее центре проделайте отверстие для установки трубы, посредством которой будет подаваться воздух. Также приварите 4 швеллера, как на фото ниже.



Шаг 3. Немного отступив от верхнего края, вырежьте в стенке бочки еще одно отверстие – для монтажа дымохода. В нашем примере дымоходом послужит труба диаметром 140 мм.


Шаг 4. Приступайте к изготовлению крышки. Сделайте ее из листового металла толщиной 4 мм, а снизу приварите герметизирующее кольцо, соответствующее диаметру бочки. По центру крышки сделайте отверстие для трубы, которая была приварена к «блину».



Шаг 5. На дне бочки сделайте простые ножки, чтобы конструкция была устойчивой. Ножки должны быть металлическими, равно как и все другие элементы.



Шаг 6. Установите печь в нужном месте и приступайте к созданию дымохода. В нашем примере он сборного типа. В первую очередь, изготовьте хомут, посредством которого дымоход будет крепиться к корпусу.


Шаг 7. Сделайте направляющие в дымоходе, благодаря которым он с легкостью будет зафиксирован на корпусе.


Шаг 8. Состыкуйте бочку с трубой, в обязательном порядке проложив асбестовой тканью все стыки. Поверх ткани наденьте хомут, затяните его.




Шаг 9. Все, конструкция собрана, можно проверить ее работоспособность. Загрузите внутрь опилки или дрова.


Шаг 10. Полейте топливо отработанным маслом, затем установите крышку. Что касается «блина», то его пока не используйте. После того как топливо разгорится, снимите крышку и поставьте «блин». Для полноценного прогрева подобной конструкции требуется примерно 10 минут, в дальнейшем дрова будут гореть еще долго. Хотя то, сколько именно будет длиться горение, во многом зависит от качества топлива.


© При использовании материалов сайта (цитат, изображений) указание источника обязательно.

Ну вот, лето красное пропело. И опять встает вопрос: нужна все-таки печь для гаража! По теплу недосуг было о ней подумать, хлопоты всякие мешали. Теперь, что называется, петух клюнул: хоть в систему охлаждения машины и антифриз залит, но на холоде аккумулятор чахнет. Ладно, пусть он с гелевым элетролитом, сульфатирования не боится при любом морозе. Но емкость все равно падает, масло загустевает, автомобиль заводится плохо, мотор греется долго. И самому уж никак не уютно что-то в «стойле» делать, когда дрожь пробирает и зубы сами собой вальсы Штрауса выстукивают.

Будем делать гаражную печку своими руками? Штука вроде как немудрящая. Не совсем так, гараж нужно обогревать по-иному, . Иначе на отопление, особенно если гараж производственный и люди там целый день находятся, топлива уйдет слишком уж много. Покупать готовую печь? Есть в продаже специальные гаражные, но чего стоят обещания продавцов? И как подобрать подходящую вот именно к этому гаражу? И чтобы тепло в яму проходило, здоровью никак на пользу не пойдет, если руки все время над головой, а ноги стынут. Желательно, конечно, купить такую, что и сама подешевле была, и грела хорошо, и служила долго.

Как остывает гараж?

Но почему это гараж нужно обогревать не так, как дом? Он много меньше, тут сказывается сидящий в печенках у технарей закон квадрата-куба: при уменьшении размеров геометрического тела отношение его поверхности к объему увеличивается. Соответственно, и самодельная печь для гаража, и готовая фирменная, должны иметь тепловую мощность на единицу объема помещения большую, чем домовая . Поясним на примере.

Вот дом, 10х12 м в плане, высотой с цоколем и перекрытиями 5 м. Крышу для простоты возьмем плоскую, сути дела это не изменит. Общий объем дома тогда выйдет 10х12х5 = 600 куб. м, а площадь его поверхности, считая и пол (сквозь него тоже тепло уходит) 10х5х2 (2 короткие стены) + 12х5х2 (2 длинные) + 10х12х2 (пол и крыша) = 100 + 120 + 240 = 460 кв. м. На один куб объема приходится 460/600 = 0,77 квадрата, через который тепло уходит.

Теперь стандартный гараж, 4х7х2,25 м. Объем – 63 куба; площадь поверхности – 105,5 квадратов. На 1 куб – 105,5/70 = 1,67 квадрата , считай, вдвое с лишним большая площадь теплопотерь. Если, скажем, по расчету печь для дома вышла на 10 кВт, то там на единицу объема приходится 10/600 = 0,017 кВт. Для гаража тогда нужно на 1 куб 0,037 кВт, а на весь объем 0,034х63 = 2,33 кВт. Если принять температуру в гараже 16 градусов (для работы) или даже 8 градусов (минимальную стояночную для машины), то мощность обогрева падает ненамного, до 1,8 и 1,2 кВт соответсвенно.

Как греть гараж?

Итак, уже видим, что для отопления гаража нужна печка экономичная: удельный на 1 куб помещения расход топлива здесь более чем вдвое выше. Второй важный момент – печь должна прогревать рабочий объем помещения («рабочий объем» сказано не зря, см. ниже) как можно быстрее, чтобы не затягивать визит владельца-частника или вводить коллектив в состояние надлежащей работоспособности, прежде чем у них появятся мысли о «горючем», которое заливают не в бак, а внутрь себя. Если гараж частный холодный, то печка должна также быстро прогорать и остывать. Тут сказывается уже не столько экономичность, сколько пожарная безопасность.

Примечание: уже по этой причине применение печей на дровах для отопления гаражей ограничено. Самая быстрая обычная разогревается за 15-20 мин, а делов-то в гараже может быть всего на полчаса. Исключение – печи длительного горения для постоянно обогреваемых гаражей, см. далее.

Наконец, гаражей на цоколе с подполом вообще не бывает, а капитальный со стенами в 2 кирпича и наружным утеплением по средствам далеко не каждому, поэтому, кстати говоря, требуемую для гаража тепловую мощность печи нужно как минимум удвоить против грубого расчета выше. Но можно ли вообще обогреть гараж, не тратя «еще полстолька», от того, что идет на дом?

Теплая шапка

Первый способ – шапка нагретого воздуха внутри помещения, не касающаяся или касающаяся самыми краями стен и потолка. Пол, если гараж не на вечной мерзлоте, в самый лютый мороз не выстудится так, как тонкие металлические стены и крыша без чердака. Создать такую шапку можно т. наз. естественно-ограниченной конвекцией.

Что это за зверь такой? Приходилось ли вам приходилось видеть, как резко вспыхивает масса, пусть и небольшая, высокоэнергичного горючего в холодную погоду? Тогда столб дыма скорее всего образовывал грибовидное облачко.

Происходит это оттого, что нагретый воздух, довольно быстро остывая, теряет свою кинетическую энергию и не может растолкать, чтобы подняться выше, плотный холодный воздух. Он ведь сколько-то весит и обладает инерцией, которую нужно преодолеть. Нагретому воздуху тогда приходится расширяться уже вниз и в стороны, т.к. окрестности горячего воздушного столба уже успели немного прогреться и стали не такими плотными. Точно такую же природу имеют характерные «наковальни» грозово-кучевых облаков и облако ядерного взрыва, но там мгновенное энерговыделение столь велико, что гриб образуется обязательно. Иногда даже два на одном столбе, как было в Хиросиме.

Т.е., для эффективного, экономного и быстрого прогрева гаража любого типа нужна печь сравнительно небольшой мощности, создающая достаточно быстрый, но не очень плотный конвективный поток . Невидимый теплый «гриб», закрутившись под потолком, осядет вниз, в т.ч. и в яму, а стен коснется только снизу. Если они снаружи прикрыты снегом, то 2/3-3/4 возможных теплопотерь через них придутся на верхнюю часть, до которой «гриб» не дотянется. А нет разности температур – нет и теплопотерь. Или они в 5-10 раз меньше, чем если бы гараж отапливался по-домашнему.

Примечание: подобный этому, только наоборот, принцип создания «прохладной шапки» используется в мобильных кондиционерах.

Тепловое излучение

Для мгновенного кратковременного обогрева рабочей зоны или, если гараж должным образом утеплен (см. ниже), его целиком, можно использовать тепловое (инфракрасное, ИК) излучение от специальных отопительных приборов; о них – далее. Но если гараж металлический или кирпичный со стенами в полкирпича, от них толку будет мало: и металл, и кирпич достаточно хорошо поглощают ИК. Через металлическую стенку, хорошо проводящую тепло, оно очень быстро пройдет наружу, а там его унесет конвекция. Плохо проводящий тепло кирпич, наоборот, будет накапливать его в себе. Отдавать начнет когда из гаража, возможно, нужно будет и уходить. И отдаст не более половины полученного, т.к. то, что накоплено, уйдет как минимум поровну внутрь и наружу. Реально – наружу больше, т.к. температурный градиент направлен туда.

Об утеплении гаражей

Уже ясно что, прежде чем сделать печь, гараж желательно утеплить. Но так, как дом, снаружи – накладно будет. Может быть, вообще невозможно, если гараж в общем ряду вплотную к соседним. Утепляться же изнутри вообще плохо: точка росы неизбежно будет попадать в зазор между утеплителем и стенкой, там будет выпадать конденсат, и строение через несколько лет придет в негодность.

Тем не менее, под обогрев теплой шапкой или ИК можно утеплиться изнутри . Для этого стены обшивают тонкими негорючими и не содержащими асбеста плохо проводящими тепло материалами, напр. плоским ондулином. Можно применять и древесные самозатухающие – ДВП, ДСП толщиной 4-6 мм. Но не самозатухающие пластики, вдруг возгорание, они выделят огромный объем ядовитых газов!

Обшивку делают, отступив 20-50 мм от стены. В металлическом гараже удобно крепить ее листы к каркасу, подложив шайбы, чтобы не было полностью замкнутых полостей. От пола также отступают на 50-70 мм. Перед обшивкой металлические стены грунтуют и красят в 2 слоя. На кирпичную желательно нанести слой вермикулитовой штукатурки.

При таком способе утепления конденсат под обшивкой будет испаряться, не навредив. Все указанные материалы хорошо отражают ИК, а воздушную шапку просто не подпустят к стене. Для постоянно обитаемых помещений вентилируемое утепление изнутри не годится, влажность без обогрева будет прыгать выше предельно допустимой по санитарным нормам!

О кирпичных гаражных печах

Второй вывод из вышеизложенного – для обогрева гаража подходит плохо:

  • Теплоотдача кирпичных печей около 0,5 кВт с 1 кв. м их поверхности. Если подсчитать, какого размера печка нужна в гараж, то выйдет, что стоять там будет только она, а машину придется оставить снаружи.
  • Кирпичной печи для долгой жизни тоже нужен комфорт: ровный микроклимат в помещении и влажность в пределах санитарных норм. В гараже глиняный кладочный раствор скоро раскиснет и печь «поплывет»: глиняный раствор не схватывается, как цемент, но высыхает, а необожженная глина гигроскопична.
  • Конвекция от кирпичной печи довольно вялая. Ни о какой теплой шапке не может быть и речи; нагретый воздух отойдет к стенам и остынет, опускаясь вдоль них, прежде чем хоть что-то обогреет.
  • Кирпичная печь долго, 1-1,5 часа, прогревается. Частнику придется протапливать ее загодя (а если в гараж понадобилось зайти внезапно?), а в производственном гараже производительности труда в начале смены не жди. Да и потом, скорее всего, тоже. Доплачивать кому-либо за обязанности истопника – лишний расход, без которого можно обойтись, если печь прогревается быстро.

Тем не менее, кирпич для полноценного обогрева гаража нужен. Как дополнительный теплоаккумулятор, о чем будет сказано далее.

Выбираем гаражную печку

У себя дома

Тяжелые горючие жидкости (отработка, темное печное топливо, сланцевое масло, рапсовое масло, лакокрасочные отходы – шлам льняного, конопляного, хлопкового масла) либо найдутся на хозяйстве, либо есть в продаже. Причем цена 1 заключенной в них гигакалории оказывается ниже, чем газовой, не говоря уже об ЛВЖ. Нужно только сжечь их полностью, превратив либо в теплую шапку, либо в ИК. С этим успешно справляются масляные печи длительного горения разных типов.

Общая схема их устройства показана на рис. Теплота сгорания топлива используется в несколько этапов, за счет чего масло само себя разлагает пиролизом в газификаторе (зона смешивания + зона пиролиза) до легких полностью сгорающих компонент. Воздух подтекает со стороны через отверстия в колонне без наддува по мере потребности. Непременная принадлежность такой печи – двухсекционная камера догорания, или дожигатель, вверху на рис. Две стадии дожигания необходимы потому, что при сгорании пиролизных газов развивается высокая тепмпература, отчего образуются окислы азота. Их нужно задержать в зоне с температурой не ниже 400 градусов, тогда они распадутся и выделят дополнительную энергию.

Очень экономичны: на мощности 8-10 кВт расход топлива 1,5-2 л/ч. Разгораются практически мгновенно, дают мощнейший поток ИК, а если окружить печь экраном из оцинковки, то конвективная струя создаст теплую шапку в любом частном гараже. Если от собственно печи взять только топливный бак – испаритель, а газификатор с камерой сгорания выполнить изогнутым, то в качестве дожигателя можно использовать двухкамерную печку-буржуйку (в центре и справа на рис. внизу), о которой будет рассказано далее. Получится печка универсальная: дрова, уголь, отработка. Изменением подачи воздуха в топливный бак можно регулировать мощность печи в довольно широких пределах.

Конструкций печей на отработке любителями разработано немало, их делают на заказ мастера-индивидуалы, мелкие фирмы и даже некоторые крупные предприятия. Цена – от $40-50. Недостаток всего один, но очень серьезный: масляно-пиролизная печь пожаро- и взрывоопасна. Из отверстий зоны сгорания бьет открытое пламя, а температура большой части поверхности печи намного превышает температуру вспышки паров ЛВЖ. Если пролить возле печи бензин, то его пары будут затянуты в газификатор, вспыхнут, давление в нем скачком повысится, а из топливного бака выбросится кипящее горящее масло. На уже пролитую ЛВЖ.

Поэтому обращаться к пожарникам за разрешением на эксплуатацию печи на отработке бесполезно, она запрещена. Ставить в частных гаражах не запрещено, но пользоваться – на свой страх и риск.

На производстве

Производственные гаражи чаще всего обширные и высокие, электрифицированные, а стены их кирпичные или бетонные. Кроме того, в производственные издержки закладывается некоторый расход дизтоплива на отопление. В таких условиях для общего обогрева самым экономичным источником тепла, причем мгновенного действия, оказываются тепловые пушки на жидком топливе, см. рис. ниже. Работают они на солярке; есть и многотопливные модели. КПД теплопушек под 100% С пульта управления можно задавать программу прогрева согласно сезону и параметрам помещения.

Примечание 3: теплопушки электрические и химические каталитические мы не рассматриваем; они используются в случае отсутствия жидкого топлива и отопление ими очень дорого.

Слева – схема устройства теплопушки прямого нагрева. В ней отработанные газы выходят в общем потоке с теплым воздухом. Хотя топливо расходуется буквально по каплям, тепловые пушки прямого нагрева можно применять только на открытом воздухе для наружного обогрева необитаемых объектов, в т.ч. грунта.

В теплопушках косвенного нагрева (в центре и справа) конструкция газовоздушного теплообменника сложнее и обеспечивает полное разделение нагреваемого воздуха и отработанных газов; последние удаляются в дымоход. Естественной тяги для дымохода не нужно, напор в нем создает вентилятор наддува, поэтому на дымовую трубу пойдет любой металлогофр, просунутый наружу как угодно. Но давление в дымоходе теплопушки выше атмосферного (в дымоходе с естественной тягой – ниже), поэтому щели и трещины в нем недопустимы, отработанные газы через них сразу пойдут в помещение.

Можно ли теплопушку домой?

Немало автомобилистов, соблазнившись высоким КПД, производительностью тепла и мгновенной готовностью к действию, раскошеливаются на теплопушку для гаража, тем более что в продаже есть модели малой мощности. А потом на форумах пишут что-то вроде: «Купил теплопушку, только зря солярку жрет. Как она цех на работе греет? Буду делать печку».

Автор пришел к правильному выводу. Дело в том, что кинетическая энергия воздушной струи из теплопушки для частного гаража слишком велика. Не успеет она образовать теплый гриб, ударится в стену или потолок, растечется по ним и зря выстудится. Вот и выходит – 800 кубов греет отлично, а 80 не может .

Сделать теплопушку на жидком топливе послабее нельзя. Сопло форсунки придется выполнить таким узеньким, что стабильного горения не получится даже на идеально профильтрованном и обезвоженном топливе из-за его собственной вязкости, капиллярных явлений и отложения микрочастиц битума. В общем, для обогрева малого частного гаража теплопушка не вариант.

И там, и там

Для местного обогрева ограниченных рабочих зон в производственных помещениях и малых частных гаражей более подойдет дизельная инфракрасная печь, см. рис. В ее основе – капельная испарительная горелка, работающая на любом тяжелом жидком топливе, от керосина и солярки до нефтешлама и пищевых растительных масел. Полное сгорание и КПД практически в 100% обеспечивается за счет наддува от микровентилятора в дожигатель, он же ИК-излучатель. Его чаще всего окружают рефлектором, но для длительного обогрева своего гаража лучше подойдет печь кругового излучения. При условии, что гараж утеплен под ИК-прогрев, как описано выше.

В производственных помещениях с потолками от 3,5 м высотой и принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей не менее 2-х обменов воздуха в час, дизельные ИК-печи допустимо эксплуатировать без дымохода. Норма, как правило, не более одной на 200 кв. м общей площади. Точнее оговаривается в спецификации на печь и в техпаспорте помещения. Для частного гаража печку придется снабдить простейшим дымоходом, таким же, как для теплопушки.

Вдруг устроить дымоход нет возможности, то предпочтительнее оказывается газовая каталитическая ИК-печь (см. рис. справа); такие можно использовать без специальных мер газоотведения даже в жилых помещениях. КПД тоже почти 100% Однако и у дизельной, и у газовой излучательных печек, кроме необходимости подготовки помещения под ИК-обогрев, есть еще один существенный недостаток: температура излучающей поверхности превышает температуру вспышки паров автомобильного горючего.

Если машина в гараже с дизельным двигателем, то опасность невелика: для вспышки паров солярки необходима их плотность, которой можно добиться только повышением давления до нескольких ати. А вот пары бензина могут создать необходимую для вспышки плотность уже при атмосферном давлении. Так что обогревать гараж с бензиновым автомобилем дизельной или газовой печкой нежелательно . Для газовой, кроме того, требуется отдельный баллон, который денег стоит. Протянуть из кухни в гараж трубопровод или шланг по морозу нереально, в нем осядет газоконденсат и перекроет просвет трубки.

Беремся за самоделки

Что ж, приходится сделать вывод, что для обогрева собственного гаража больше подходит на твердом топливе с дымоходом на естественной тяге . Мгновенно она не разогреется, но можно добиться полной изоляции внутреннего пространства гаража от пламени. Естественная тяга в дымоходе означает, что от устья топки до верхнего обреза дымовой трубы давление будет меньше атмосферного и обратный выброс пламени в штатном режиме горения исключен, что важно по пожарной безопасности.

А с точки зрения экономичности важно, что удельное энерговыделение дров, угля или брикетов как раз соответствует необходимому для придания конвективной струе кинетической энергии, требуемой для создания теплой шапки. Формальный проигрыш в КПД (60-85% у твердотопливных печей) на самом деле оборачивается экономией денег на обогрев за счет уменьшения теплопотерь.

И еще один существенный момент: большинство конструкций печей на твердом топливе позволяют устроить на них варочную поверхность. Речь идет не только и не столько о чайнике или кастрюле для собственного потребления. Разве не приходилось вам работать с защитными мастиками, ремонтными компаундами? На упаковке допустимый температурный диапазон начинается не от нуля или минуса. А если подогреть до 35-40 градусов, то и ляжет лучше и держаться будет прочнее. Можно перечислить еще много авторабот, требующих небольшого, но достаточно равномерного подогрева детали или ее покрытия. ИК так не нагреешь, излучение со всех сторон деталь или емкость не охватит.

Об экранировании печей

Для того, чтобы конвективный поток воздуха сразу расплылся в гриб и образовал шапку, он должен быть слабым, но быстрым, т.е. достаточно сконцентрированным. Как этого добиться? Точнее, как помочь маломощной печке не дать нагретому воздуху сразу расползтись в стороны?

Технический прием для этого известен давно, это экранирование печи листовым металлом. Его сущность видна из рис. справа: в промежутке между экраном о печью оказывается запертым не менее половины (реально – до 3/4) ее ИК-излучения, которое, во-первых, обеспечивает температурный режим самой печи, необходимый для эффективного сгорания топлива и повышения КПД. А во-вторых, что уже важнее для обогрева, сильно греет воздух, создавая очаг конвекции маломощный, но хорошо сосредоточенный. Как раз то, что нужно для расплывания в гриб немного выше.

Основа

Хорошие гаражные печи ведут свою родословную от . Не удивительно, ведь большая буржуйская квартира в годы послереволюционной разрухи по требуемым для ее обогрева условиям тот же гараж. Первые буржуйки были простыми однокамерными, поз. А на рис. ниже. Им для эффективности необходим дымоход с длинным горизонтальным коленом – боровом. В гараже боров неудобен, да и раскаляется при топке докрасна. Но уже на буржуйках начала прошлого века была отработана топка печей способом медленного горения.

При медленном горении топливо горит сверху. Непосредственно под горящим слоем развивается его термическое разложение на летучие горючие вещества – пиролиз. Пиролизные газы, попадая сразу в пламя, сгорают и выделяют дополнительное тепло, повышая КПД печи.

Поскольку для дожигания улетающих в дымоход газов необходимо некоторое протяженное пространство, современные буржуйки и их потомков делают двухкамерными с дожигателем, поз. Б на рис. Вторичный воздух для дожигания может браться от общего потока в топку, через отдельный дроссель или через щели между вкладышами конфорки. Регулируя подачу воздуха, можно менять мощность печи. Специально под длительное горение были разработаны и особые виды печей, см. в конце.

О конструкции самодельной гаражной буржуйки мы поговорим далее, а из готовых покупных малый гараж лучше греть ее мини-потомками: яхтенно-катерными камельками-камбузами (слева на рис.) или туристскими походными печками длительного горения, справа там же. Камелек обойдется несколько дороже (где-то на $2-5), но создаст лучшую конвекцию и более продуман с точки зрения пожарной безопасности. Вообще, по требованиям к отопительно-варочной печи каюта крейсерской парусной яхты ближе к гаражу, чем палатка.

Камелек годится для кратковременного обогрева: он разогревается до номинальной мощности за 3-4 мин, но его нужно подтапливать. Прогрев гаража походной печкой начинает чувствоваться через 5-10 мин, смотря по погоде, но после растопки она отдает тепло без присмотра 3-6 час.

Прямым потомком буржуйки с дожиганием является также известная или просто буллер. Применительно к гаражу ее следовало бы назвать печью-конвектором. Схема буллера показана слева на рис. Фактически конструкторы выполнили конвекционный экран в виде 2-х батарей труб-воздуховодов и свели его в одно с корпусом печи. КПД буллера до 75%, выпускаются печи булерьян на мощность от 2 до 200 кВт. Цена маломощных от $30. В РФ буллеры производятся серийно под марками «Бренеран» (вторая слева поз.), «Аляска», «Сибирь» и др.

Для гаража более подойдет т. наз. палаточный полубуллер, третья слева поз. Направленные прямо вверх сопла батарей облегчают расплывание воздушной струи в гриб, и варочная поверхность тоже не будет лишней. На принципе буллера выпускаются и печи-калориферы других типов (справа на рис.): «Профессор Бутаков», «Огонь-батарея» и др. Благодаря использованию современных материалов и компьютерных технологий для проектирования их КПД превышает 85%, но они в несколько раз дороже простого буллера той же мощности.

Как обмануть буллер?

Печь булерьян можно назвать идеальной для отопления гаража: теплоотдача начинается через 3-5 мин после растопки, можно топить в пламенном режиме на короткое время, а в режиме длительного горения одной загрузки топлива хватает на 6-8 час. Без существенного ухудшения КПД буллер можно топить, в отличие от специальных печей длительного горения, довольно-таки сыроватыми дровами.

Однако у буллера есть существенный недостаток: это печь исключительно дровяная. Ее разработали для нужд канадских лесорубов, и вопрос о каком-то другом топливе просто не стоял. Все попытки приспособить булерьян под уголь, торф и пр. пока не дали успешного результата.

Если речь идет о временной протопке для работы в гараже, то буллер можно обмануть, устроив в нем теплоаккумулятор из кирпича. Точнее, из боя шамотного кирпича средней крупности, от спичечного коробка до сигаретной пачки. Обычный кирпич не подойдет, его теплопроводность и теплоемкость слишком малы.

Бой шамота закладывают в топку неплотно, чтобы в кирпичной массе было достаточно воздушных ходов. Затем теплонакопитель разогревают паяльной лампой, газовой или бензоводушной горелкой. Когда шамот раскалится до красно-оранжевого, это около 5 мин, за которые помещение уже прогреется, горелку убирают, дверцу топки, воздушный дроссель регулировки мощности и шибер дымохода полностью закрывают. Теплоотдача в помещение продолжится еще 1-4 час, смотря по мощности печи, типу гаража и погоде. Присмотра, разумеется, не нужно.

Что лучше?

А какая же все-таки лучшая печь для гаража? Булерьян? Если печь покупная, то да. Цена буллера невысока, греет отлично, топлива требует мало, как для гаража и придуман. Но если делать гаражную печь самому, то появляются немалые сложности, см. след. разд. В таком случае лучше будет остановиться на приспособленной к гаражу буржуйке, см. там же. Сделать ее элементарно просто, лишь бы сварка была. Кратковременно на дровах или угле греет не хуже буллера, а для длительного обогрева буржуйку можно запустить на отработке. Чего буллер, кстати говоря, не позволяет: из-за очень интенсивного отбора тепла в конвектор как дожигатель он почти не дожигает, только нагаром изнутри обрастает. Вот упрямая печка, никак кроме дров ничего не ест.

Примеры конструкций

Как пример к вышеизложенному здесь на рис. – чертежи печи булерьян на тепловую мощность до 6-13 кВт. Общее количество труб в батареях можно уменьшить до 6-7, тогда соответственно сократится и длина печи. Также вполне можно обойтись без смотровой вставки из жаростойкого стекла в дверце, печь разжигается абсолютно надежно.

Но вот точеные детали, гнутье труб по шаблону и фасонные заготовки из 4-мм стали нужны обязательно. Т.е., самому за изготовление буллера следует браться только достаточно опытному мастеру, имеющему возможность пользоваться хоть самым малым станочным парком.

Примечание: подробнее об изготовлении буллера для гаража, порядке топки и пользования печи можно посмотреть в видеороликах ниже.

Видео: пример изготовления булерьяна для гаража

Видео: эксплуатация печи булерьян в гараже



А вот тут на рис. – простая буржуйка для гаража. Эффективность печи повышена за счет дожигателя с двойным перевалом. Сделать ее можно в том же гараже. Размеры в плане вдвое меньше, чем у буллера, но тепловая мощность и конвекция в пламенном режиме на воздушно-сухих дровах или угле почти такае же. В режиме длительного (точнее, приближенного к длительному) горения мощность примерно вдвое меньше и в течение 3-4 час падает до нуля. Регулируется она в небольших пределах приоткрыванием дверцы поддувала.

Деталь 1 (корпус и перегородки дожигателя) выполняются из стали 2,5-4 мм. Колосниковая решетка 2 – из стали толщиной 4-8 мм. Экран 3 – из жести или тонкой оцинковки. Варианты исполнения проставок под экран 4 показаны на врезке.

О печах длительного горения

Постоянно обогреваемый гараж с печным отоплением дело, вообще говоря, рискованное . Но в некоторых местностях у владельцев автомобилей просто иного выхода нет. В таком случае выручит . Кроме того, что самодельные, из подручных материалов, «длинные» печки обеспечивают равномерную теплоотдачу в течение 12-24 час, они работают и на опилках, стружке, щепе, мелковеточном хворосте, соломе, сухих листьях, картонажно-бумажных отходах. Общие недостатки печей длительного горения следующие:

  • Топливо требуется только комнатно-сухое, т.е. в гараже нужно будет отвести место под дровник, что еще и увеличивает пожарную опасность.
  • В дымоходе оседает обильный конденсат (молекулы воды образуются при пиролизе древесины или летучих компонент угля), поэтому требуется колено дымохода с его сборником и вентилем для слива, что еще отнимает место под печь.
  • Погасить разожженную печь невозможно, топливо должно полностью прогореть само.
  • Эксплуатация самодельных печей длительного горения не разрешена пожарными правилами, что автоматически аннулирует страховку гаража и автомобиля.
  • Если машина взята в аренду или лизинг (аренду с выкупом), то арендодатель получает право в любой момент отобрать ее, не возвращая ни копейки из уже полученных платежей.

Печи длительного горения выполняются в основном по 2 схемам: с закрытой и открытой зонами горения. КПД и тех и других в любительском исполнении достигает 70% Печи с закрытой зоной горения развивают большую удельную тепловую мощность, но несколько сложнее по конструкции.

Пример первых – всем известная , см. рис. ниже. Она весьма популярна, т.к. ее можно сделать из бочки, и т.п. Бубафоня без экрана дает конвективный поток, как раз достаточный для создания теплой шапки. Однако у бубафони как печи для гаража есть серьезный недостаток: при задувании в дымоход возможно обратное горение, при котором из воздуховода бьет пламя, что в гараже никак ни к чему.

Из печей с открытой зоной горения достаточно популярна «Слобожанка», см. рис. ниже. Она предельно проста по конструкции и, если во время топки не снимать крышку, совершенно безопасна. «Слобожанку» малыми сериями выпускают некоторые мелкие частные предприятия. Но сделать ее из баллона или трубы не выйдет: диаметр печи должен быть в пределах 500-700 мм. При равных с бубафоней размерах мощность «Слобожанки» примерно вдвое ниже. Для создания теплой шапки необходим экран.

В заключение – а вдруг?

Вдруг – это возгорание в гараже. Печка там все-таки. На такой случай не лишним будет 1 или, для гарантии, пара меньших автоматических энергонезависимых углекислотных огнетушителей, их вешают на стену рядом с печкой. Нужно только выбрать по спецификации, чтобы объем выпускаемого газа был в 1,5-2 раза больше объема гаража. Как правило, огнетушителя с зарядом в 5 кг хватает.

Если просто открыть вентиль прибора, то ничего не произойдет: сжиженный углекислый газ в баллоне заперт выпуклой предварительно напряженной биметаллической мембраной. Если же баллон или непосредственно головка огнетушителя нагреется свыше 70 градусов, мембрана вывернется, наколется на острие, разорвется и газ пойдет наружу. С такой страховкой можно спать более-менее спокойно даже при обогреве гаража печью длительного горения.

Выбор способа обогрева гаражного помещения зависит от следующих факторов:

  • длительность пребывания хозяев зимой;
  • стоимость оборудования;
  • доступность энергоносителей, цена;
  • удобство использования.

Предлагаем рассмотреть различные варианты решения вопроса и разобраться, как сделать самое экономное и эффективное отопление гаража своими руками.

Чем лучше топить или выбор энергоносителя

В 99% случаев к гаражным постройкам не подведены централизованные тепловые сети либо магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономные способы обогрева. Для отопления гаража можно использовать 4 группы энергоносителей:

  • различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
  • солярка, отработанное масло;
  • электроэнергия;
  • сжиженный газ в баллонах.

Совет. Когда станете подбирать вариант обогрева гаража в зимнее время, учтите важную закономерность: чем дороже энергоноситель, тем проще и дешевле организовать отопление, удобное в эксплуатации. И наоборот, дешевое либо бесплатное топливо в виде отходов и мусора принесет немало хлопот – трудозатрат и первичных финансовых вложений.

Сжигание твердого топлива

Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.

Для справки. Сельскохозяйственный мусор состоит из мелких частиц, отсеянных от зерновых культур на току. Это кусочки стеблей, измельченные комбайном сорняки, солома и прочие отходы. Цена энергоносителя очень привлекательна и стартует от 20 у. е. за 1 тонну.


После очистки зерновых остаются отходы, используемые для отопления

Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:


Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5-1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4-6 часов и более.

Использование отработки и солярки

Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны .

Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:

Примечание. В силу дешевизны и простоты особую популярность приобрели масляные чудо-печки, показанные на фото. Они имеют свойство стрелять пламенем, когда в горючем содержится малая толика воды либо антифриза, отчего возникает пожар.

Плюсы применения отработки – высокая теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.

При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.


Автономные воздушные отопители на солярке, предназначенные для автомобилей

Обогрев электричеством

Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.

Перечислим все плюсы электрообогрева:


Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.

Для справки. Иногда автолюбители применяют в боксах самодельные «козлы» и тепловентиляторы, невзирая на ограничение. Почему так делать нельзя: возникает опасность возгорания проводки, падает напряжение у соседей, а в случае проверки сотрудниками электросетей вас ожидает крупный штраф либо отключение.

Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1-2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.


Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора

Газовое отопление

Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.

Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:


Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.

Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано .

Как организовать воздушный обогрев

Этот способ отопления подразумевает прямой подогрев воздуха в гаражном помещении от выбранного источника тепла. Таковым может выступать любой из перечисленных агрегатов:

  • буржуйка на твердом топливе;
  • печь – капельница на отработке;
  • электрический обогреватель – конвектор, масляный радиатор либо тепловая пушка;
  • газовый конвектор.

Примечание. Мы сознательно не включаем в список отопительные агрегаты, выделяющие продукты горения прямо в помещение, - дизельные печурки типа «Саво», тепловые пушки прямого действия и газовые инфракрасные обогреватели. Просмотрите любой форум автомобильной тематики и убедитесь, что пользователи в отзывах жалуются на головные боли и плохое самочувствие от вдыхания отработанных газов.


Подобные обогреватели выбрасывают продукты сжигания солярки прямо в помещение

Установка печи на дровах и отработке

Прямой нагрев воздуха в гараже путем сжигания дешевого топлива – дров и разнообразных отходов – самый экономичный способ отопления. Но организовать его надо с умом, иначе отопитель станет греть один угол помещения, а противоположный так и останется холодным. Понятно, что печь не установишь посреди комнаты, значит, вопрос распределения тепла нужно решать иначе.

Чтобы сделать эффективное воздушное отопление гаража или бокса своими руками с применением дровяной печки, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  1. Закажите, купите или самостоятельно изготовьте экономичную буржуйку, а не просто железную коробку с трубой. Примеры печей с чертежами, схемами и инструкциями по сборке вы найдете .
  2. Площадь теплообменной поверхности стенок отопителя должен соответствовать габаритам помещения. Расчет такой: чтобы подкидывать поленья с интервалом в 3-4 часа и равномерно прогревать гараж 20 м², площадь греющей поверхности должна составлять 1 м².

    К корпусу печи приварены конвекционные ребра, увеличивающие площадь поверхности и улучшающие теплоотдачу

  3. В расчет не принимается часть корпуса вокруг зольника (она слабо нагревается). Зато учитывается площадь конвективных ребер, приваренных к стенкам снаружи.
  4. Установите буржуйку в выбранном месте и обязательно организуйте обдув корпуса любым вентилятором – бытовым, для вытяжек или компьютерным кулером. Благодаря принудительному движению воздуха тепло эффективнее отбирается у стенок топки и равномернее распределяется по боксу.

    Варианты обдува дровяной печки вентилятором

  5. Перед выпуском на улицу дымоход проложите горизонтально вдоль стены, так он отдаст больше тепла в помещение.
  6. Дымоходную трубу поднимите на высоту 5 м, считая от колосниковой решетки, и снабдите ее шибером для регулировки тяги. В нижней части предусмотрите конденсатосборник, колпак прилаживайте на свое усмотрение.

    Проложенная горизонтально дымовая труба позволяет увеличить площадь теплообменной поверхности и улучшить обогрев помещения

Примечание. Расчет площади теплообменной поверхности печки взят из практического опыта нашего эксперта Виталия Дашко. Вычисление корректно для гаражей высотой не более 3 м.

Существуют конструкции самодельных печек, рассчитанные на воздушное отопление мастерских, гаражей и прочих хозяйственных построек. Ниже представлена схема буржуйки, изготовленной из газового баллона и оснащенной отдельной камерой нагрева, сквозь которую вентилятором продувается воздух. При необходимости через теплообменник можно прогнать и воду.

Совет. Если вы недавно заменили в доме напольный газовый котел, не спешите его выбрасывать. Отвезите старый агрегат в гараж, подключите к дымоходу и топите дровами, нагнетая в порожнюю водяную рубашку воздух с помощью кулера (со стороны нижнего патрубка). Тогда и печь варить не придется.

Все вышесказанное в равной степени относится к . Единственное отличие – размещение топливной емкости, питающей капельницу. Держите бак подальше от печки, чтобы случилось возгорания. Обычный двухкамерный чудо-отопитель не используйте – он пожароопасен и расходует до 2 литров отработки за 1 час. Пользуйтесь моделями с капельной горелкой.

Размещение электронагревателей

Первое, что необходимо сделать, - правильно подобрать отопительные электроприборы по мощности. Если вы хотите греть гаражное помещение целиком, то замерьте его площадь и полученную квадратуру умножьте на 0.1-0.15 кВт. То есть, на бокс 20 м² потребуется 20 х 0.15 = 3 кВт тепловой мощности (а она равна электрической), достаточной для поддержания плюсовой температуры воздуха.


Различные способы отопления можно скомбинировать. Например, над верстаком есть смысл подвесить инфракрасную панель, обеспечивающую местный нагрев. Остальной гараж обогревайте печью или тепловой пушкой – что выгоднее. Не забудьте о — она необходима при сжигании любых видов горючего.

Водяная отопительная система

Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:

  • чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
  • циркуляционный насос;
  • расширительный бак;
  • трубы на магистрали;
  • незамерзающий теплоноситель – антифриз.

Для справки. Гаражное помещение топится периодически, поэтому простой водой заполнять систему нельзя.

Зная потребность в количестве тепла для нагрева помещения (рассчитывали в предыдущем разделе), либо определите длину труб самодельного регистра по таблице:


В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате

Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37 = 14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2-3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.

Циркуляционный насос возьмите наименьшего давления (4 м водного столба), расширительный бачок – минимального объема. Трубы – полипропилен, сталь либо металлопластик размером DN 15. Затем установите радиаторы на 2 противоположных стены и соберите простую двухтрубную систему отопления закрытого типа, подключенную к источнику тепла по схеме:

Совет. Не забудьте добавить в схему фильтр – грязевик и шаровые краны для отсекания источника тепла и слива воды из системы. В верхней точке поставьте автоматический воздухоотводчик, а на батареях – краны Маевского для спуска воздуха.

Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.

Западноевропейский опыт

Если вы наберете в поиске фразу «garage heating» и просмотрите картинки на англоязычных сайтах, то никаких дровяных и масляных печек в западноевропейских гаражах не обнаружите. Чем греются тамошние автомобилисты:


Первые 2 варианта мы уже рассматривали выше. Третий способ – это тоже далеко не новинка: нагретая в котле вода проходит через радиатор, обдуваемый мощным осевым вентилятором. В идеале агрегат подвешивается к потолку и распространяет горячий воздух по всему помещению.

Плюсы данного варианта – компактность, скорость прогрева и возможность кондиционирования в летний период (в радиатор направляется охлажденная вода вместо нагретой).


Калорифер, изготовленный из автомобильного радиатора

Минус один – повышенные затраты на оборудование, ведь теплоноситель нужно греть в котле и подавать по трубам к калориферу. Но если гараж пристроен к частному дому, то проблема легко решается путем подключения радиатора к водяной системе отопления здания.

Справка. Многие гаражные умельцы уже пользуются подобным обогревом, устанавливая самодельный аналог калорифера, сделанный из автомобильного радиатора и любого подходящего вентилятора. Как это реализовано, смотрите на видео:

Из всего вышесказанного, а также на основании практических наблюдений напрашиваются следующие выводы:

  1. Невзирая на все трудности со сжиганием твердого топлива, дрова и прочие отходы занимают лидирующую позицию среди энергоносителей благодаря приемлемой цене.
  2. По той же причине в большинстве гаражей сделано воздушное отопление. Оно простое в исполнении и позволяет быстро прогревать помещение.
  3. Эффективности воздушному обогреву придает принудительный обдув источника тепла или прокачка воздуха сквозь камеру нагрева.
  4. Водяное отопление более уместно в мастерских и автосервисах, для частного бокса система дороговата.
  5. Электрообогрев гаража – вспомогательный или краткосрочный вариант, который легко реализовать, но сложно оплачивать в процессе эксплуатации.

Какой бы способ гаражного отопления вы ни выбрали, большую роль сыграет степень утепления здания. Железная коробка со щелями в притворах ворот абсолютно не держит тепло и не поддается прогреву, поэтому отапливать ее дорого и бессмысленно. Другое дело – стены из пеноблоков либо утепленные снаружи пенопластом, экономия при отоплении такого гаража вполне достижима.