Правила укладки тротуарной плитки на бетонное основание. Принципы и технология укладки брусчатки на бетонное основание Как положить плитку на бетон на улице

На территории частного дома, крупных магазинов, площадок для парковки автомобилей, необходимо покрытие, способное выдерживать повышенные нагрузки. Для решения задачи понадобится подушка из бетона. Разберемся, как положить тротуарную плитку на бетонное основание собственными силами, и обеспечить надежность и долговечность облицовки.

Можно ли укладывать на бетон?

Плитка для пешеходных дорожек, в основном, укладывается на подушку из песка и щебня, которое формируется прямо над грунтом. Но, такое основание не может выдерживать большой вес с нагрузками. Для благоустройства детских территорий, автомобильных парковок, пешеходных дорожек, применяют технологию укладки тротуарной плитки на бетонное основание. Подушка из бетона способна обеспечить надежность и прочность облицовочному покрытию.

Одним из важных аргументов в вопросе, можно ли укладывать тротуарную плитку на бетон, будет как прочность покрытия, так и его влагостойкость.

Методика укладки тротуарной плитки на бетонное основание имеет следующие преимущества:

  • способность принимать повышенные нагрузки;
  • устойчивость к непредвиденным повреждениям различного характера;
  • несложная технология монтажа;
  • можно обойтись собственными силами при укладке.

Можно класть тротуарную плитку на бетон, и при дальнейшей эксплуатации покрытие не просядет, если выполнять требования технологии монтажа.

Существуют и некоторые минусы при укладке тротуарной плитки на бетон:

  • монтаж более трудоемкий, если сравнивать с песчаной подушкой в сочетании со щебнем;
  • если оказался поврежденным один элемент покрытия, то при его удалении возникает вероятность повреждения соседних частей;
  • при несоблюдении правил монтажа тротуарной плитки на бетонное основание, подушка из бетона может раскрошиться после первого зимнего сезона.

Одной из основных неприятностей, для покрытия из бетона, является влага. При попадании влаги в трещинки плиток, и при их дальнейшем замерзании зимой, покрытие буквально разрывается изнутри. Деформированное покрытие может оторваться от основания. Поэтому, прежде чем приступить к укладке плитки на бетонное основание, необходимо позаботиться о качественном водоотводе и конструкции дренажа.

Класть тротуарную плитку на бетон можно, но необходимо грамотно выполнить монтаж покрытия.

Этапы монтажа

Прежде чем приступить к работе, ознакомьтесь с предложенным ниже видео по укладке тротуарной плитки на бетонное основание, а так же с пошаговыми рекомендациями. Важно соблюдать правила монтажа, чтобы не пришлось выполнять работу заново.

Тротуарная плитка на бетонное основание монтируется в несколько этапов:

  • проводятся подготовительные мероприятия, которые включают измерения и разметку обрабатываемой поверхности;
  • подготовка бетонной основы;
  • монтаж бордюра;
  • облицовка поверхности.

Если класть тротуарную плитку на бетон, согласно перечисленным этапам, то покрытие прослужит продолжительное время, и не потребует внепланового ремонта. Рассмотрим каждый этап работы подробнее.

Необходимые инструменты и приспособления для монтажа

Чтобы выполнить облицовочные работы, необходимо воспользоваться следующими приспособлениями и материалами:

  • емкость для замешивания раствора. Хорошо, если есть бетономешалка;
  • песок;
  • цемент (марки М500);
  • щебенка;
  • гидроуровни (2 штуки). Один прибор - 50 см, второй - 100 см;
  • приспособление для уплотнения основания (трамбовка). Можно использовать автоматику или ручной вариант;
  • веревку попрочнее, колышки для выполнения разметки границ покрытия;
  • кельма (специальная лопатка для нанесения раствора);
  • резиновый молоток;
  • поливной шланг;
  • грабли;
  • метла.

Инструменты с дополнительными приспособлениями подобраны, и можно приступать к следующему шагу.

Рассчитываем количество облицовочного материала

Чтобы исключить лишние затраты, и по завершении монтажа не остались неиспользованные элементы, необходимо выполнить разметку и подсчитать нужное количество тротуарной плитки на бетон. Благодаря правильным измерениям и расчетам вы получите качественное покрытие поверхности.

Позиция Принцип расчета
Плитки для тротуара Измерить периметр и площадь поверхности для облицовки. Количество плитки высчитывается по сумме всех площадей поверхностей, которые будут облицованы. К получившейся цифре нужно накинуть 10 %, при случаях брака или других непредвиденных обстоятельств
Строительные компоненты для насыпной основы Высчитывают с учетом толщины слоя подушки. Для подсчета берется площадь всей рабочей поверхности (в м²), и умножается на ширину будущего покрытия (в метрах).
Камень бордюрный Необходимая цифра представляет собой длину всех периметров, из которой вычитается длина мест, где поверхность примыкает к основанию
Компоненты для подушки из бетона Расчет зависит от плотности подушки. Так, если нужно сделать подушку из бетона марки В20 (для 1 м³), то понадобится примерно следующее количество компонентов: цемента - 320 кг, щебенки - 1150, песка - 770 кг. Воды уйдет, приблизительно, около 180 л

После расчетов можно приступать к основным подготовительным мероприятиям перед укладкой тротуарной плитки на отмостку из бетона.

Подготовительные мероприятия

От грамотно выполненной подготовки, перед тем как клеить тротуарную плитку на бетон, зависит качество и долговечность будущего покрытия.

Сначала готовят грунт:

  1. из размеченной рабочей поверхности вынимают почву (в глубину 25 см), таким образом, чтобы выйти за пределы разметки на толщину будущего бордюра, и накинуть еще 3 см. Из котлована нужно убрать камни и корневища растений;
  2. дно нужно разровнять граблями, затем полить шлангом и хорошо утрамбовать почву.

Изготовление бетонной подушки по шагам

Чтобы качественно положить тротуарную плитку на бетон, необходимо изготовить правильное основание. Если нарушить технологию, то поверхность в скором времени растрескается.

Подушка изготавливается следующим образом:

  1. дно подготовленной траншеи заполняется специальной объемной конструкцией из сот (георешетка) для удержания покрытия на скосах, затем засыпается слоем щебенки (на 15 см). Края решетки должны быть по высоте ниже засыпанной щебенки, чтобы не мешать утрамбовывать;
  2. полученный слой хорошо трамбуется;
  3. сверху устанавливается армирующая сетка;
  4. согласно контурной разметке, устанавливается временный настил (опалубка), который в процессе монтажа зальется бетонным раствором;
  5. пока бетон готовится, он одновременно заливается в настил, чтобы исключить пустоты. Пустоты могут повлиять на прочность конструкции;
  6. готовое основание закрывается пленкой и оставляется в таком состоянии на несколько дней (от 3 до 7). Периодически необходимо смачивать готовое основание водой.

Чтобы отвести влагу, которая попала или может просочиться к подушке из бетона, с одинаковыми интервалами устанавливают обрезки труб из полипропилена. Верх труб ставится таким образом, чтобы совпадал с верхом подушки, а низ уходила в слой щебенки. После полного застывания бетонного слоя, опалубку можно убрать.

Монтаж бордюров

Когда убрана опалубка, в получившиеся углубления нужно установить бордюры. Для выполнения работы подготавливается бетонный раствор, и при помощи мастерка укладывается во рвы. Сверху, по одному, монтируются бордюрные камни.

Для фиксации бордюров применяется резиновый молоток. Оставшиеся щели нужно залить жидким бетонным слоем.

Чтобы не возникли помехи для сточных вод, при установке бордюров проследите за их высотой. Она должна быть ниже верха брусчатки (разница в 30 мм). По прошествии суток раствор застынет, и получившееся пространство между бордюрами и стенками рва нужно засыпать песком.

Облицовка поверхности

После проделанных, перечисленных выше мероприятий, можно приступать к завершающему этапу - класть тротуарную плитку на бетонное основание. Перед выполнением монтажа, не лишним будет ознакомиться с предложенным ниже видео, как класть тротуарную плитку на бетон.

Если облицованную поверхность предполагается использовать как пешеходную дорожку, то толщина элемента для облицовки может быть от 4 до 5 см. Если же обустраивается парковочное место для автомобилей, то подбирайте облицовочные элементы по толщине 6 см.

Уложить тротуарную плитку на бетон можно двумя способами:

  • применить сухой состав из песка с цементом;
  • использовать раствор цемента с песком.

Рассмотрим подробнее, как приклеить тротуарную плитку на бетонное основание озвученными выше способами:

Важно: если выкладывать тротуарную плитку на бетон, обработанный сухой смесью, то без дополнительных приспособлений такая методика не удержит облицовочный материал. Поэтому, когда положили тротуарную плитку на бетонную отмостку, необходимо тщательно пропитать конструкцию водой. Влага просочится в получившиеся пробелы между облицовочными элементами, и сухая смесь застынет.

Чтобы уложить тротуарную плитку на бетонное основание, нужно использовать резиновый молоток, которым облицовка вбивается в раствор на основе цемента.

Заделываем швы

Правильно класть тротуарную плитку на бетон - значит соблюдать все этапы в процессе работы. Когда облицовочный этап закончен, нужно позаботиться о затирке швов.

Понадобится сухая смесь из песка с цементом, с помощью которой засыпают оставшиеся швы и зазоры. После обработки, швы проливают водой. Повторяют такие действия до момента, пока смесь не прекратит усаживаться.

Оставьте поверхность на трое суток, чтобы она полностью высохла. Затем можно заняться уборкой, и веником подмести образовавшуюся пыль. По окончании уборки, готовую облицованную поверхность промывают шлангом, используя сильный напор.

Если бетонная подушка старая

Не всегда облицовка дорожек для ходьбы или другой поверхности выполняется на свежее покрытие из бетона. Можно выполнить укладку тротуарной плитки на старое бетонное основание. Доработка уже имеющейся подушки займет меньше времени и средств. Но следует учитывать некоторые нюансы. Укладка тротуарной плитки на старый бетон показана в том случае, если основание сравнительно целое, и не имеет видимых дефектов.

Положить тротуарную плитку на старый бетон можно следующим образом:

  1. сначала нужно тщательно осмотреть бывшее в употреблении основание;
  2. очистить поверхность от крошки, мусора, песка. Если имеются масляные разводы, то они без проблем удаляются растворителем. Главное, чтобы рабочая поверхность была вычищенной;
  3. имеющиеся поверхностные сколы, ямки, трещинки зашпаклевываются раствором на основе цемента. Поверхность нужно выровнять таким образом, чтобы получился небольшой уклон;
  4. Облицовка дорожек или парковочных мест относится к строительным работам, поэтому важно соблюдать меры предосторожности в процессе работ.

    Чтобы положить плитку на бетон на улице, и не навредить своему здоровью, необходимо придерживаться следующих мер предосторожности:

  • для защиты легких при работе с цементными растворами и сухими смесями, необходимо использовать респиратор;
  • для защиты зрения применяйте специальные очки с небьющимися стеклами, которые пригодятся во время резки облицовочного материала;
  • бетон может неблагоприятно воздействовать на кожный покров, поэтому защищайте руки перчатками;
  • по завершении работ с бетонными растворами, все используемые инструменты необходимо мыть и очищать сразу. Иначе, после застывания бетона, их будет оттереть сложно;
  • нельзя резать или раскалывать плитки на коленях.

Не забывайте, что использовать облицованную поверхность можно не раньше, чем по прошествии трех суток со дня окончания работ. Для надежности конструкции, поставьте временные ограждения.

При выполнении работ, необходимо строго соблюдать не только меры безопасности, но и поэтапную технологию процесса. При грамотном выполнении облицовочных мероприятий, покрытие не растрескается в морозные дни, плитка будет плотно прилегать к основанию из бетона. Парковочные площадки и пешеходные дорожки прослужат продолжительное время, и не потребуют непредвиденных ремонтных работ, если следовать инструкции.

Обустройство садовых дорожек осуществляется различными способами, но не каждый из них может обеспечить наилучшее качество. Очень надежное основание получается, если выполняется укладка тротуарной плитки на бетон, ведь материал на базе песка, цемента и гравия отличается высокими прочностными показателями. Этот вариант особенно актуален там, где оказывается существенное давление на поверхность.

Основные преимущества способа

Не все знают, как класть тротуарную плитку на бетон, но многие имеют представление о достоинствах подобной технологии. Однако в процессе работ необходимо учитывать некоторые нюансы, касающиеся отвода влаги ().

В случае с песчаной подушкой вода беспрепятственно уходит в грунт, не причиняя покрытию вреда.

  • Высокая устойчивость к деформациям дает возможность использовать материал в течение длительного промежутка времени.
  • Сравнительно невысокая цена конечной конструкции позволяет осуществлять ее применение широкому кругу застройщиков.
  • Незамысловатая технология монтажа разрешает проводить работы непосредственно своими руками.

Примечание! При монтаже на бетонную поверхность следует создавать точечные приемники влаги, линовки и прочие системы отвода воды, тогда основание будет служить десятки лет.

Проведение работ

При выполнении основных операций немаловажное значение имеют точные измерения, ведь при неправильных расчетах эксплуатация может быть затруднена. Верхний уровень покрытия должен находиться ниже газона, тогда проблем при скашивании травы у края не будет. К тому же удастся избежать повреждения режущих элементов.

Создание основания

Подготовленная платформа на базе бетонной смеси может увеличить долговечность покрытия, если все работы будут проведены правильно. При серьезных ошибках, допущенных во время заливки, могут возникнуть трещины, из-за которых нарушится целостность верхнего слоя.

Перед тем как положить тротуарную плитку на бетон, нужно устроить само основание.

  1. Сразу же выполняется разметка территории, после чего делается небольшой котлован . Для этого снимается грунт на глубину 20-25 см. Это расстояние соответствует штыку лопаты.
  2. Дно траншеи тщательно выравнивается и засыпается слоем песка от 10 до 15 см . На поверхность грунта укладывается гидроизоляционный материал, который предотвратит контакт плиты непосредственно с влагой.
  3. Из досок или кусков фанеры изготавливается опалубка по всему периметру площадки . Основные элементы, как правило, подпираются колышками, углубленными в грунт с шагом 80-100 см.
  4. С помощью металлических прутьев делается армирующая сетка, необходимая для улучшения прочностных качеств конструкции . Она должна располагаться в центральной части.
  5. Приготавливается основной состав: 1 доля цемента марки М400, 2 части песка, 4 доли гравия и вода . Смешав все М300, получивший широкое распространение в строительной среде.
  6. Готовая смесь заливается непосредственно в опалубку до нужного уровня . Желательно осуществить процесс в течение суток, иначе придется делать специальные насечки.

Внимание! Если уже есть готовое основание, в котором необходимо создать отводящие каналы, выполняется алмазное бурение отверстий в бетоне. После этого можно приступать к последующим работам.

Монтаж покрытия

Перед тем как уложить тротуарную плитку на бетон, следует приготовить песчано-цементный состав, с помощью которого будут фиксироваться элементы. Обычно на одну порцию вяжущего вещества приходится четыре доли песка.

Количество воды определяет консистенцию раствора.

  1. Сначала устанавливаются бордюрные камни по внешним сторонам. Для сохранения ровности натягиваются шнурки. Под каждый элемент наносится песчано-цементная смесь.
  2. После этого плитка выкладывается на сухое основание с соблюдением основного рисунка. Если крайние фрагменты выходят за пределы бордюра, то осуществляется резка железобетона алмазными кругами.
  3. Подготовив определенную часть покрытия, можно приступать к фиксации элементов на вяжущий состав. Для этого мастерком набрасывается смесь на бетонную поверхность, после чего каждый сегмент выравнивается резиновым молотком.
  4. На последнем этапе производится заделка швов. Готовый состав набирается в особый пистолет и аккуратно наносится между фрагментами. После высыхания раствора при помощи щетки осуществляется обработка поверхности.

Примечание! Выравнивание элементов при монтажных работах выполняется с использованием строительного уровня, причем горизонталь проверяется после инсталляции каждого ряда.

Выбор изделий

В зависимости от технологии производства выделяют вибропрессованную и вибролитую плитку. В первом случае элементы покрытия способны выдерживать наиболее интенсивные нагрузки, в связи с этим активно применяются при устройстве полноценных автомобильных площадок. Для садовых тропинок, территорий отдыха и других зон с малой нагрузкой используется вибролитая продукция.

В процессе приобретения изделий нужно обращать внимание на поверхность. Блестящий слой сверху может быть признаком повышенного содержания воды, а это плохо влияет на качественные характеристики материала.

Заключительная часть

Данная инструкция дает не только четкое представление о том, можно ли класть тротуарную плитку на бетон, но и предоставляет возможность ознакомиться с порядком проведения работ. Основное отличие от укладки на песчаную поверхность заключается в использовании вяжущего раствора ().

Дополнительные сведения о методике монтажа содержатся на видео в этой статье.

Обычно применяется два способа укладки тротуарной плитки: на каменно-песочную подушку и на основу из бетона. В первом случае работы проводятся быстрее, но покрытие не выдерживает сильных нагрузок. Во втором плитку укладывают на уже существующую бетонную стяжку либо заливают новый раствор. Есть много строительных фирм, предоставляющих готовое покрытие под ключ с гарантией и сжатыми сроками выполнения, но технология укладки несложная, любой этап работ можно осуществить самому. В итоге получается прочная поверхность, выдерживающая значительные нагрузки, вплоть до веса транспорта. Твердое бетонное основание полностью неподвижное, в отличие от песчаной прослойки плитка размещается на нем быстрее и ровнее.

Основным требованием является организация грамотного отвода влаги. В отличие от подвижной песчаной подушки, пропускающей осадки без вреда для плитки, твердый и непроницаемый бетон такой способностью не обладает. Скопление влаги, в свою очередь, приводит к расширению и вздутию кладки во время зимы и даже к растрескиванию брусчатки. Во избежание этой ситуации на бетонном основании делаются специальные отводы: в раствор помещаются кусочки асбеста или тонкие деревянные планки, пустоты заполняют специальным составом. Минимальный шаг этих швов составляет 3 м.

Такая технология не только предотвращает скопления влаги под брусчаткой, но и защищает всю поверхность от температурных расширений. Это, плюс более надежное и твердое основание предоставляет возможность проводить укладку плитки крупных размеров. Но даже при работе с малогабаритной брусчаткой проверяются ее эксплуатационные характеристики, указанные в инструкции, в частности: морозостойкость и прочность на сжатие. Первый показатель должен быть в пределах 100–200 циклов, второй - не менее 50 МПа. Пористую плитку лучше не покупать, также проверяется наличие сколов по краям и равномерность окраски. Яркие и неестественные оттенки свидетельствуют о низком качестве покрытия.

Еще одной особенностью является плотность прилегания фрагментов тротуарной плитки друг к другу. Обязательно оставляется зазор в пределах 5 мм, делается это с целью предотвращения растрескивания плитки на стыках. Швы заполняются песком или другим составом для нижнего слоя, нельзя использовать бетон или плотные растворы, иначе тротуарное покрытие не будет выдерживать нужные нагрузки. Возникает определенная проблема: через проницаемые материалы на бетонное основание попадает вода, что еще раз возвращает к вопросу организации отводов.

Размещение на старую поверхность

В данном случае украшение брусчаткой не только улучшает внешний вид двора, но и останавливает разрушение бывшего покрытия. Дополнительным бонусом является экономия на стройматериалах. Вначале проводится подготовка бетонного основания для тротуарной плитки: грязь удаляется, трещины используются в качестве температурных швов. Они расчищаются и заполняются свежим бетоном или эластичным полимерным покрытием.

Поверхность хорошо увлажняется и на нее наносится тонкий пласт (1–2 см, не более) цементной смеси. После просыхания на бетон засыпается и выравнивается кладочный песок, обязательно предусматривается наклон для стекания жидкости. Сверху по одной укладывается плитка, по окончании проверяется уровень по горизонтали. Все швы заполняются кладочным песком и промываются водой.

Приготовление бетонного раствора

Для заливки рекомендуется обычная смесь из цемента, с морозостойкостью от 200, среднезернистого просеянного песка и щебня средней фракции, в пропорции 1:3:2. Допускается замена щебня гравием, главное - чтобы размер камней не превышал 40 мм. Бетонная смесь должна иметь консистенцию густой сметаны и растекаться по опалубке.

Если работы проводятся самостоятельно, то без бетономешалки не обойтись, особенно при заливке больших площадей. Порции зависят от толщины слоя, за один заход уходит около 15 см неармированного бетона, и до 20 при условии использования металлической сетки. Приступают к следующему замесу (при необходимости более толстой подложки) не ранее, чем через 2–3 дня. Для последнего выравнивающего слоя берут тот же раствор, но делают его немного жиже.

Основные этапы процесса

1. Подготовка поверхности: снятие дерна или верхнего слоя плодородной почвы, тщательная утрамбовка.

2. Установка опалубки для бордюров и заливки. Применяется доска-сороковка, она укрепляется кольями через каждые 10 см.

3. Подготовка нижнего слоя бетонного основания: на грунт укладывается геосетка, для защиты от прорастания растений, и слой щебня (не менее 10 см). Все пласты тщательно разравниваются и трамбуются.

4. Заливка бетонным раствором и армирование. Сетка просто размещается поверх камней, смесь равномерно распределяется по опалубке, слоем от 5 до 15 см. Именно на этом этапе предусматриваются температурные швы и отводы влаги, для создания нужного наклона в некоторых участках добавляется раствор.

5. Установка тротуарных бордюров (по мере необходимости). Для этого в их основании прокапывается траншея, также заполняемая щебнем и бетоном.

6. Засыпка кладочной сухой смеси из цемента и песка, толщиной от 5 до 10 см и ее разравнивание. На этом этапе допускается проведение дополнительного армирования, в частности - размещение дорожной сетки.

7. Непосредственно укладка тротуарной плитки: на кладочную прослойку, тонкий пласт цементной смеси или жидкие гвозди. Брусчатка размещается по одной штуке, для обеспечения качественного прилегания используется резиновый молоток, после 3–4 элементов проверяется уровень. Соответственно - плитка либо вдавливается вниз, либо приподнимается путем добавления сухой смеси или раствора.

8. Заполнение швов песком и промывка их водой. Процедура повторяется несколько раз до окончательной усадки, напор - слабый.

Что говорят профессионалы?

1. При работе с пучинистыми подвижными грунтами возрастает риск смещения бетонного основания и самой плитки. В данном случае требуется тщательная утрамбовка виброплитой, толщина бетона будет больше обычной (до 40 см), лучше использовать плитку небольшого размера.

2. Кладочный песок обязательно просеивается, для заполнения швов хорошо подходит мелкогранулированный (до 0,2 мм). Рекомендуется зачищать их жесткой щеткой, для полива применяется лейка.

3. При укладке своими руками трудно добиться нужного качества утрамбовки щебня без виброплиты, равно как и требуемой однородности раствора без бетономешалки. Если данного оборудования нет в наличии, его арендуют.

4. Для создания однородной окраски следует выбирать тротуарные бордюры и брусчатку из разных упаковок.

5. При укладке сложных узоров желательно продумать схему размещения заранее, ширина будущей дорожки также планируется в соответствии с размерами брусчатки.

6. Если владелец двора не знает, как положить тротуарную плитку на бетонное основание, то ему лучше обратиться к специалистам, во избежание порчи дорогих стройматериалов.

Распространенные ошибки и стоимость

Часто при работе со старыми основаниями из бетона поверхность просто очищают от крупного мусора и пренебрегают выравнивающим слоем из цементного раствора. Но кладочный песок не обеспечивает нужную ровность и наклон, следовательно - качество укладки брусчатки не гарантировано. Еще одной ошибкой является экономия на армировании и геосетке. В первом случае покрытие из тротуарной плитки будет плохо переносить весовые нагрузки, во втором - возрастает риск прорастания корней даже сквозь толстый слой щебня.

Минимальная цена за квадратный метр укладки на бетонное основание составляет 450 рублей, при условии закупки материалов заказчиками. При проведении работ под ключ в смету включаются затраты на изделия, транспортировку, подготовку основания, итоговая стоимость услуг поднимается до 2000–2500. Расценки при укладке брусчатки на подушку из песка и щебня меньше, это связано с трудоемкостью приготовления бетонного раствора и сроками его застывания.

Также на стоимость работ влияет сложность узора и ценность самой плитки. При проведении монтажа брусчатки своими руками затраты снижаются как минимум вдвое.

Иногда вместо насыпной подложки под тротуарную плитку готовится сборная или монолитная железобетонная плита. Предлагаем познакомиться со спецификой укладки в таких условиях и изучить правила устройства тротуарного покрытия, чтобы не лишить его сильных качеств.

Как ведёт себя бетонная подложка

Бетонное основание под тротуарное покрытие выглядит наиболее предпочтительным. Массивная и идеально плоская плита, казалось бы, исключает любые возможные проседания и прочие неровности даже при очень серьёзных эксплуатационных нагрузках.

Поскольку железобетон скрыт под достаточно толстым лицевым слоем, на него в меньшей степени воздействует перегрев прямыми солнечными лучами. Следовательно, можно пренебречь температурным расширением в угоду высокой прочности и монолитности. Однако такое устройство дорожного покрытия неизбежно будет препятствовать свободному отведению влаги, а значит, силы, связанные с водной и морозной эрозией, будут проявляться в значительной степени.

1 — уплотнённый грунт; 2 — песчаная подушка 100-150 мм; 3 — щебень 100-150 мм; 4 — арматурная сетка; 5 — бетон 120 мм; 6 — песчано-цементная смесь; 7 — тротуарная плитка; 8 — бордюр

В целом же бетонная основа выполняет роль подсыпки дорожным щебнем, но за счёт исходной целостности имеет более высокий срок службы. Усилий по содержанию и перекладке брусчатки на такой основе требуется значительно меньше, а допустимая нагрузка вырастает соразмерно прочности бетонной плиты. Конечно, с течением десятилетий бетон будет становиться всё более фрагментированным и с определённого момента превратится в обыкновенную гравийную подсыпку.

Правила устройства и подготовки бетонной основы

Значительных требований к конструкционной прочности бетона на основу под плитку не предъявляется. Зачастую решение об устройстве бетонного основания принимаются из экономических соображений: в качестве наполнителя в основу идёт промытый строительный бой, используются остатки цемента после длительного хранения. Если приобретается бетонная масса фабричного производства, будет достаточно подготовительного бетона марки 100-150.

Гораздо важнее морозостойкость. Это главная причина, по которой марка специально поднимается до 200-250, хотя с точки зрения действующих нагрузок это не оправдано. Проблема, однако, может решаться и морозоустойчивыми модификаторами для бетона пластифицирующего или воздухововлекающего типов. Не будет лишним и самое скромное армирование бетона, зачастую для него используют полимерные сетки с шагом ячейки 100 или 120 мм.

Нужно учитывать, что тротуарное покрытие по бетонному основанию должно устраиваться при наличии системы ливневых стоков поверхностного или скрытого типов. Это требование тем важнее, чем больше площадь покрываемого участка. Необходима строгая разуклонка бетонной плиты не менее 1000:1, обязательное обрамление бордюрными камнями, а также система ливневых каналов. Впрочем, при отливке плиты их можно устроить прямо в ней, заложив в качестве извлекаемых шаблонов пенопластовую нарезку.

Для небольших участков без перспективы сооружения ливневой системы допускается обойтись дренажной перфорацией. Перед заливкой в плоскости плиты в гравийную подсыпку погружают отрезки пластиковых трубок, излишки длины которых срезаются после застывания бетона. Попадание влаги под бетонную основу или высокий УГВ усиливают действие морозного пучения, в таких случаях рекомендуется устройство демпферной подложки из плит ПСБ толщиной до 50 мм.

Укладка плитки на клей

Самый простой и распространённый способ укладки тротуарной плитки на бетонную основу — её посадка на клеевую смесь или цементно-песчаный раствор. Этот способ имеет наибольшую популярность в облагораживании бетонной отмостки фундамента, но вы должны помнить, что переходить с такого участка на смежный, где используется подсыпка, следует только с разделением бордюрным камнем и по высоте. Прежде всего, стоит уточнить недостатки укладки на раствор или клей:

  • покрытие остаётся абсолютно не подлежащим перекладке и фрагментарному ремонту;
  • наклеенное покрытие крайне чувствительно к неправильному отводу воды: малейшее её накопление (например, в период таяния снега) может привести к тому, что плитку попросту порвёт морозом;
  • укладка на клей мелкоразмерной плитки очень трудозатратна и чаще всего приводит к появлению перепадов между соседними камнями;
  • при значительных перепадах температур и низкой морозостойкости клеящего состава возможно его отслаивание уже через несколько сезонов.

Часто плитку укладывают сразу на сырой бетон, проводя остаточное выравнивание смесью песка с цементом 1:2. Швы между плитками оставляют на глаз от 1 до 3 мм для компенсации температурных расширений и сохранения порядка кладки, затем их заполняют тем же составом. После предварительного схватывания раствора его сразу нужно смыть водой, а присохшие остатки оттереть проволочной щёткой.

Укладка может вестись и на плиточный клей, что особенно эффективно при устройстве пола в крытых помещениях. На террасах и под навесами для компенсации морозных усадок предварительную протирку бетонного основания проводят с раскатыванием стекловолоконной сетки. После высыхания клея швы протирают жидким цементно-песчаным раствором.

Когда лучше настилать на подсыпку

Укладку мелкоразмерной брусчатки (более 20 шт./м 2) лучше проводить по слою подсыпки из смеси песков или отсевов разных фракций (до 4 мм) с добавлением цемента марки 400. Его содержание может варьироваться от 3:1 до 10:1 в зависимости от желаемой устойчивости покрытия к нагрузкам от транспорта. Однако вы должны знать, что образование со временем накатанной колеи глубиной в несколько миллиметров — вполне нормальное явление, которое устраняется частичной перекладкой.

Толщина насыпки на бетон должна составлять около 60-70% от толщины используемой плитки. Очень важно предотвратить размывание, поэтому все щели в основании и бордюрных камнях заделывают цементным раствором. Если покрытие должно сохранить гигроскопичность, перед засыпкой смеси основу укрывают иглопробивным геотекстилем или синтетической мешковиной.

Трамбовать подсыпку нужно с усилием, соразмерным будущей нагрузке. Для поддержания даже высокой пешей проходимости будет достаточно ручных катка и трамбовки. Под наезд транспорта подсыпку нужно готовить только механизированным методом. Учтите, что подсыпка должна оставаться сухой вплоть до момента укладки плитки, иначе возможны трудности с выравниваем покрытия.

Техника кладки и промётки

Тротуарная плитка на бетонную основу может укладываться по той же технологии, что и на подсыпку из песка и щебня. Под каждый элемент допускается подсыпать смесь и дополнительно усаживать его киянкой, чтобы нивелировать разницу в толщине плитки и неравномерность её усадки.

И всё же наличие бетонного основания — отличный повод, чтобы приготовить ровную утрамбованную площадку, а затем разложить по ней плитку без дополнительного воздействия. Такой способ особенно рекомендован при наличии фаски или выпуклой лицевой поверхности, а также при работе с плиткой высоких декоративных качеств.

Когда плитка уложена на достаточно большом участке, поверх неё высыпают смесь сухого промытого песка мелкой фракции с цементом в соотношении 1:4 и полученным составом тщательно прометают все швы. Лучше использовать при этом не обычный веник, а щётки с длинным синтетическим ворсом: нужно добиться максимально плотного и полного заполнения всех щелей, иначе в них никак не исключить прорастания принесённых ветром семян. Промывать после этого плитку водой или дождаться дождя — дело исключительно вашего выбора.

Когда приходит время мостить дорожки, то чаще всего на загородных участках используют тротуарную плитку. Она намного эстетичнее, нежели бетон или асфальт, а по прочности им не уступает. Проще всего нанять мастеров, которые владеют технологией укладки, но если нет возможности платить около 10 у.е. за квадрат, то можно переквалифицироваться на время отпуска в мостовщика и положить своими руками. Главное – соблюдать технологию, которая не так и сложна, найти необходимые инструменты и определиться с «подушкой», на которую вы будете класть отделочный материал. Она может быть создана из песчано-цементной смеси, гравия и бетона. Рассмотрим, в каких случаях укладывается тротуарная плитка на бетонное основание и какие нюансы следует учитывать при монтаже и эксплуатации.

Бетонная основа представляет собой залитую и устывшую ровную площадку, по которой будет укладываться тротуарная плитка. Такой способ обеспечивает гораздо большую прочность покрытия, нежели песчано-цементная подушка, так что его используют в местах, где на плитку будет оказывать давление тяжелая техника либо частое скопление транспорта. К тому же выровнять все плитки под один уровень гораздо легче, если снизу не подвижная смесь, а твердая основа. Она не даст усадки в процессе затвердевания, не будет провалов и прочих проблем, связанных с некачественной трамбовкой. Поэтому хозяева, не имеющие опыта строительства, но решившие делать , таким способом укладки упростят выравнивание покрытия в одну плоскость.

Бетонное основание под брусчатку обеспечивает повышенную прочность площадке, но создавать его сложнее, нежели укладывать плитки на песчано-гравийную смесь

И все же, укладка тротуарной плитки на бетон используется нечасто, потому что эта технология имеет свои нюансы, связанные с отводом влаги с поверхности плитки. При обычном песчано-цементом способе осадки уходят через гигроскопичную основу в грунт и не причиняют покрытию никакого вреда. Если же залит бетон, то вода, которая просачивается под брусчатку, не может уйти глубже, так как монолитная основа ее просто не пропустит. В итоге она застревает между основой и плиткой, в межплиточных швах, и как только ударят морозы, начнет расширяться, выталкивая покрытие вверх. Как следствие этого, брусчатка может в некоторых местах вспучиться, расколоться по краям и пр.

Поэтому при заливке бетонного основания особое внимание уделяют водоотведению: создают линевки, точечные влагоприемники, укладывают брусчатку с уклоном в определенную сторону и пр.

Если правильно все организовать, то созданные дорожки будут гораздо долговечнее, нежели на песчано-цементной подушке. Вы сможете выкладывать самые сложные фантазийные узоры с идеальной горизонтальной четкостью поверхности.

Первым делом проводят разбивку площадки, которую будут мостить: вбивают колышки и выставляют так называемые красные метки. Таким термином строители обозначают туго натянутую нитку, которая очерчивает границы будущей высоты вашей площадки. Берут обычный шпагат, привязывают его к колышкам на той высоте, где будет заканчиваться плитка. Не забудьте сделать уклон нитки в 5 градусов к месту будущих водоприемников.

Даже при укладке узких дорожек красные метки все равно выставляют, чтобы получить ровный край, идеальную горизонталь и правильный угол наклона для стока воды

Далее проверяют, сколько сантиметров свободного пространства от нитки до земли. Если менее тридцати – снимают лопатой все лишнее и вывозят на тачке подальше, чтобы не мешало. Плодородный грунт можно высыпать прямо на огород или в места, где планируются цветники.

Край готового земляного «корыта» стоит сразу укрепить бордюрами. Некоторые мастера бордюры ставят после заливки бетона, но в этом случае придется защитить край площадки от осыпания грунта, т.е. ставить опалубку. Поэтому для неопытных мостовщиков первый вариант предпочтительней.

Если сразу установить бордюры, то не придется тратить время на создание опалубки, а затем ее демонтаж, да и бетон зальет площадку без щелей

Если используется бордюр, высота которого 50 см, то:

  • прокапывают траншею еще на 30 см вглубь;
  • засыпают слоем щебня (около 10 см);
  • кладут цементный раствор (не менее 1,5 см);
  • на него ставят бордюр так, чтобы верхний край после укладки оказался на 2-3 см ниже, чем край брусчатки. Это нужно для того, чтобы бордюр не задерживал на площадке воду, а помогал ее отведению.

При меньшей высоте поребрика глубину траншеи соответственно уменьшают.

Высота бордюр должна быть чуть ниже, чем поверхность брусчатки, чтобы обеспечивать осадкам быстрый сток с площадки и не давать влаге застаиваться

Технологический процесс заливки бетона

Через сутки после устывания бордюр можно начинать заливку бетона. Если вы создаете площадку, на которой будет ездить техника, в особенности крупногабаритная, бетонное основание надо армировать. Для этого подойдет арматура (толщиной не более десятки), которую вяжут с размером ячеек в 15-20 см. Если же дорожки будут исключительно пешеходными, то армировать не нужно.

Бетон желательно заливать на песок, который будет дополнительным дренажом для просачивающейся влаги и позволит ей быстро уходить в грунт

Чтобы влага, попавшая через тротуарную плитку на бетон могла просочиться далее, а не стоять внутри, надо создать специальные дренажные отверстия. Для этого используют асбестовую трубу, нарезая ее на кусочки, высотой в 15-20 см (высота должна совпадать с высотой бетонного слоя, который вы потом зальете). Кусочки асбеста раскладывают по всей территории с расчетом одна на кв.м. После заливки бетона их не удаляют. Можно создать отверстия и из досочек в форме квадратов, но после устывания бетона дерево придется вынимать.

Теперь готовим обычный бетон, используя цемент марки 150-200. Заливаем его слоем в 15 см – если нет армирования, 20 см – если уложена арматура. Если заливается большая площадка, то через каждые три метра надо создавать так называемый температурный шов. Он нужен, чтобы предотвратить зимой растрескивание основания. Шов проще всего сделать, вдавив в бетон доски ребром, толщиной в полсантиметра. После пристывания их вынимают, а пустоты заполняют эластичным наполнителем. Верх шва промазывают бетоном, чтобы сравнять с остальной поверхностью.

Спустя сутки вынимают деревянную опалубку из дренажных отверстий и заполняют их вровень с краем бетона мелким щебнем.

Создание песчано-цементной подушки

Порядок работ тут такой:

  1. Просеваем песок, мешаем с цементом 6:1 (проще всего в бетономешалке);
  2. Засыпаем площадку слоем до 10 см (с учетом толщины брусчатки), т.е. толщина подушки + толщина плитки должна выступать за красную метку примерно на 2 см (накидка на усадку).
  3. Трамбуем виброплитой или топтухой (бревно, на котором снизу прибита широкая доска, а сверху набита планка-ручка).
  4. Проверяем натяжение красных меток, чтобы шел уклон. Кстати, помните, что колышки лучше ставить почаще, потому что даже очень тугая нить дает провисание в 1 мм на одном метре.
  5. Раскладываем по площадке маяки (трубы с диаметром 20 мм). Их надо плотно придавить к подушке, чтобы от шнурка до маяка оставалось расстояние, равное толщине вашей плитки + 1 см на уплотнение. Расстояние между маяками чуть меньше длины вашего правила.
  6. Затем берем правило и стягиваем, ориентируясь на маяки, излишки песчано-цементной подушки, чтобы получить идеально ровную поверхность.
  7. Вынимаем первые маяки, где начнете класть плитку (по подушке ступать нельзя!), заполняем борозды той же смесью и начинаем укладку плитки на бетонное основание.

Вот так это все выглядит:

Если площадка создается большая, то проще замешивать песок и цемент в бетономешалке, а затем подвозить на тачке уже готовую смесь

На узких дорожках правилом может выступать ровная доска, в которой срезаны края, а в качестве маяков – края установленного бордюра

При укладке брусчатки крайние плитки придется подгонять, поэтому заранее найдите болгарку и установите алмазный круг, чтобы делать идеально ровные срезы

Хитрости укладки: как обойтись без виброплиты?

Если все предыдущие этапы вы выполнили на совесть, то положить брусчатку будет легко. Плитки кладут не впритык, а со швами около 5 мм. Они не позволят плиткам треснуть, когда покрытие будет «гулять» от перепадов температур и влаги.

Некоторые хозяева начинают укладку плиток с самой видимой стороны площадки, чтобы все срезы и подгонка получились в местах, наименее заметных для глаз

Начинают кладку от бордюра. Обычно движутся по меткам сверху вниз, в направлении, куда будет стекать вода.

Старайтесь между плитками оставлять ровные швы, не менее 5 мм, чтобы покрытие смотрелось симметрично, а зимой при расширении плитки не выдавливали одна другую

Выравнивают поверхность каждой плитки, пристукивая киянкой (резиновым молоточком) и проверяя уровнем горизонталь. В дальнейшем нужно всю поверхность придавить виброплитой, чтобы плитки сели точно по натянутым ниткам, но если ее нет, то сразу при укладке пользуются широким обрезком доски. Его кладут плашмя на несколько плиток и прибивают киянкой на нужную высоту.

Межплиточные швы можно заполнять той же смесью, из которой вы создавали подушку, либо мелким песком. Первый вариант создает монолитное покрытие, которое слабее пропускает влагу внутрь. К тому же в швах реже прорастает трава и мох. Но если заезжать на такую плитку зимой тяжелым транспортом, то и швы, и края плитки могут треснуть, так как нет термошвов. Любой материал, в том числе и брусчатка, при низких температурах расширяется. А зазор для этого расширения отсутствует. Возникает сильное давление в швах, и если в это время по покрытию проедет что-то тяжелое, бетон может не выдержать нагрузки.

Швы, засыпанные песком, отлично сохраняют целостность покрытия, но через них осадки моментально попадают под плитку. Так что отведение воды должно быть выполнено на высшем уровне.

Сначала по всей площадке рассыпают песок либо песчано-гравийную смесь, а затем осторожно заметают ее в швы между плитками

Для заполнения швов смесью или песком используют обычный домашний веник. Состав рассыпают по поверхности покрытия и аккуратно заметают в швы, а лишнее – удаляют.

Площадка готова. Желательно по ней не ходить дня три, чтобы подушка напитала из земли влаги и отвердела. Лучше положить доску или фанеру, чтобы не сдвинуть под давлением тела края плиток.