Интересные факты о голосеменных. Презентация "отдел голосеменные" Презентация на тему лекарственные голосеменные растения

  • Цель урока:
  • создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях и проверить уровень усвоения учебного материала различными способами обучения.
  • Задачи урока:
  • Образовательные: организовать деятельность обучающихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
  • Развивающие : развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентаций; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказательство).
  • Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и обучающихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Признаки голосеменных
  • Большинство вечнозеленые,листья игольчатой формы или чешуйчатые. Микроспоры дают начало мужскому гаметофиту, состоящему из нескольких клеток,которые,преобразуясь дают пыльцу. Пыльца переноситься ветром и оплодотворение не зависит от воды, попадая на покров семязачатка. Жизненные формы в виде деревьев и кустарников.
Признаки Голосеменных
  • Отдел Голосеменные включают шесть классов, два из которых полностью вымерли. Возможны вечнозелёные древовидные, вечнозелёные безлиственные кустарники, листопадные и хвойные деревья. Голосеменные могут быть двудомные и однодомными.
Представители Голосеменных Хвойные
  • Под класс Хвойные образует леса в Северной Америки и Северной Евразии. Наибольшее число видов сосны, ели, пихты, лиственницы сосредоточены вокруг Тихого Океана, особенно в Китае. Представлены в основном деревьями, древесина состоит из трахеид, содержится смоляные ходы. Листья у большинство хвойных жёсткие, игольчатые(хвоя) и не опадают в неблагоприятное время года.
Сосна Сибирская
  • Хвоинки покрыты толстым слоем кутикулы, устьица погружены в ткань листа. У хвойных основная ткань полностью отсутствует или её очень мало. В листьях в хвойных деревьях вырабатываются фитонциды, обладающие бактерицидными свойствами.
Цикл развития сосны Строение шишек
  • На стеблях хвойных есть шишки- женские и мужские; состоят из осей с прикрепленными чешуйками. На семенных чешуйках под две семяпочка, из каждой формируется гаметофит с одной яйцеклеткой. У большинства сосновых пыльцевые зёрна имею два лёгких воздушных мешка.
Значение голосеменных в жизни людей
  • Древесина используется как топливо; строительным материал; в вагоностроении; кораблестроении; в авиации; для изготовления музыкальных инструментов, мебели. В медицине используется сосновые почки, можжевеловые шишку-ягоды; пихтовое масло, хвоя; а также смолы, эфирные масла. Семена используются в питании людей.
Класс Саговниковые
  • Местообитание в тропиках и субтропиках. *Строения Вечнозелёные древовидные, реже низкорослые растения, похожие на пальмы: развит стержневой корень. *Развития Двудомные растения, спорофиллы собраны в однополые стробилы.
Класс Гинкговые
  • Местообитание представлены единственным семейством, видом гинкго двухлопастным. *Строение: Высокое листопадное дерево. Листья имеют вееровидную лопастную пластинку, сидящую на тонком черешке. Разводят гинко как декоративное дерево. *Особенности развития: Двудомные растения. Оплодотворение осуществляется подвижными сперматозоидами.
Класс Гнетовые
  • Местообитание в засушливых и пустынных областях. *Особенности строения: Ветвистые вечнозелёные безлистные кустарники или кустарники с супротивно расположенными листочками. * Особенности развития: После оплодотворение появляется семя, окруженное мясистым околоплодником.
Значение голосеменных в природе
  • Являются поставщиками кислорода, органических веществ; очищают воздух; служат средой обитания ценных видов животных и птиц; дают корм животным. Выполняют важную водоохранную функцию. В биогеоценозах выполняют функцию продуцентов.

Слайд 1

Слайд 2

ГОЛОСЕМЕННЫЕ - это растения, которые не имеют цветков и плодов, но размножаются семенами. Семена этих растений лежат открыто «голо» отсюда пошло и название. В настоящее время голосеменных растений насчитывается около 720 видов.
Кипарис болотный

Слайд 3

ПРЕИМУЩЕСТВА ГОЛОСЕМЕННЫХ ПЕРЕД СПОРОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Процесс размножения не связан с водой. Семена содержат много запаса питательных веществ, необходимых для питания проростка (споры содержат очень мало питательных веществ, поэтому они имеют слабую жизнеспособность)

Слайд 4

Слайд 5

Сердцевина этих растений съедобна. В Японии из нее делают крупу - саго. В Африке саговники называют хлебным деревом. Саговник самое медленно растущее дерево, за 100 лет вырастает на 10 см.

Слайд 6

Гинкго - живой реликт. Появился на Земле 300 млн. лет назад и вымер одновременно с динозаврами. Сохранился только один вид, который случайно голландцы обнаружили в Японии.

Слайд 7

Слайд 8

В переводе с японского гинкго - серебрянный абрикос. Его семена ценятся как лечебное средство и дорогой деликотес

Слайд 9

Вельвичия удивительная – растет в пустынях, где годами не выпадает ни капли дождя. Ствол короткий и толстый похож на пень. Листьев всего два, они никогда не опадают и растут всю жизнь. Жизнь у нее долгая до 1000 лет

Слайд 10

ХВОЙНЫЕ
Сосновые
Верхний ряд, слева направо: сосна обыкновенная, сосна чёрная, тсуга канадская, кедр ливанский. Нижний ряд, слева направо: лиственница, пихта одноцветная, ель обыкновенная, ель колючая голубая

Слайд 11

СОСНА (350 – 400 ЛЕТ)
Окраска коры - красно-бурая Светолюбивая Нетребовательна к почве (может расти на песке, скалах и болотах) Хвоинки длинные, узкие, соединены по две. Корневая система разная и хорошо развита.

Слайд 12

ЕЛЬ (250 – 300 ЛЕТ)
Окраска коры – темно-коричневая. Теневыносливое растение. Произрастает на плодородной и хорошо увлажненной почве. Хвоинки короткие, острые расположены поодиночке на побегах (живут 7-9 лет). Корневая система менее развита, боковые корни располагаются в поверхностном слое.

Слайд 13

Хвоя снаружи покрыта плотной кожицей, в которой немного устьиц, поэтому испаряют мало воды и легко переносят засуху. В коре и древесине есть смоляные ходы - межклеточные пространства, заполненные эфирным маслом и смолой. Смола защищает растения от проникновения микроорганизмов и насекомых. Поэтому они живут долго.

Слайд 14

РАЗМНОЖЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ
Размножение голосеменных происходит с помощью семян, но в отличие от цветковых их семена образуются не внутри плода, а в своеобразных органах - шишках, которые образуются на молодых побегах. Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны. Сосна - это однодомное растение.

Слайд 15

ШИШКИ
ЖЕНСКИЕ Красноватые, более крупные, округлые, располагаются на верхушках молодых побегов. На оси шишки расположены чешуйки, с внутренней стороны которых находятся попарно семяпочки.
МУЖСКИЕ Зеленовато-желтые, вид колосков, располагаются у основания молодых побегов. На чешуйках развивается по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца.

Слайд 16

Опыление происходит в конце мая- начале июня при помощи ветра. Пыльца попадает на семенные чешуйки и они склеиваются смолой. От опыления до оплодотворения проходит 1 год. Семена созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. Семена имеют пленчатые крылышки, благодаря которым они распространяются ветром.

Слайд 17

ЗНАЧЕНИЕ СОСНЫ
Сосна выделяет летучие вещества, которые убивают микробов, поэтому воздух в сосновом лесу стерилен

Слайд 18

ЗНАЧЕНИЕ ЕЛИ
Древесина ели - главное сырье для производства бумаги. Еловая хвоя в шесть раз богаче витамином С, чем лимон. Из ели делали свои скрипки Страдивари и Амати.

Слайд 20

Семена кедровой сибирской сосны - это «кедровые орешки». Они вкусные и очень полезные, созревают более двух лет (27 месяцев). В урожайные годы можно с 1 га собрать до двух тонн семян. Кедровая древесина хороший материал для музыкальных инструментов. В сундуках и шкафах, сделанных из кедровой древесины на заводится моль, а в кедровой посуде долго не скисает молоко.

Слайд 21

КЕДР
Это одни из самых древних деревьев. Ныне в природе сохранилось лишь 4 вида кедров: ливанский, гималайский, атласский, кипрский. Это мощные, высокие (40 м) деревья, гордость и украшение тех стран, где они растут. Поэтому ливанский кедр стал национальным символом это страны и изображен на флаге Ливана. Из кедровой древесины сделаны саркофаги египетских фараонов
Кедр ливанский

Слайд 23

Хвоинки у лиственницы мягкие и опадают каждую осень, как листва, - отсюда и название дерева. А древесина ее твердая, тяжелая и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и даже воде. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная из лиственницы в середине XVII в.

Слайд 24

КИПАРИСОВЫЕ
Слева направо: кипарис вечнозелёный, туя западная, биота, можжевельник казацкий

Слайд 25

КИПАРИС
На Кавказе существует легенда о девушке по имени Кипарис, проводившей жениха в дальнее плавание и каждый вечер ожидавшей его на берегу. Но жених все не возвращался, и тогда девушка превратилась в «вечно ждущий» стройный кипарис, от которого произошли все остальные кипарисы.

Слайд 26

Аллеи из кипарисов украшают многие южные города. В одном итальянском городе даже принят закон о том, что каждый желающий построить дом должен посадить кипарис
Есть примеры совершенно противоположного отношения к кипарису со стороны человека. В 50-х гг. XX в СССР стали в массовом порядке вырубать кипарис и уничтожили 75 тыс. взрослых деревьев. Причина: это дерево обвинили в «распространении туберкулеза»

Слайд 27

МОЖЖЕВЕЛЬНИК
Высота растения 10 – 12 м, хотя высота некоторых экземпляров достигает 17 метров. Они могут жить до 600 лет и при этом очень медленно растут. Вера в охраняющую силу можжевельника была очень сильна, так что клубы его пахучего дыма направляли вслед уходящим врагам (чтобы больше не возвращались).

Слайд 28

Обильные урожаи шишкоягод бывают раз в 3 – 4 года. Настои из них используются для повышения аппетита и служат приправой. Можжевельник выделяет в 6 раз больше ароматных веществ, убивающих бактерии, чем сосна. В местах его произрастания воздух чистый и здоровый.

Слайд 29

ТИССОВЫЕ
Слева направо: тиссовые (тисс ягодный), араукариевые (араукария узколистная, агатис), головчатотиссовые (тиссовник Форчуна)

Слайд 30

ТИСС
Древесина у тисса необыкновенная. В народе это растение зовут «негниючкой». Ни на воздухе, ни в воде тиссовая древесина не гниет, сохраняется веками. Поэтому ее использовали для строительства плотин, водяных мельниц, кораблей. Ее прочность заставляет вспомнить железо. Из нее делали гвозди, стрелы, копья, даже пушечные ядра.

Слайд 31

Тисс растет медленно: так, высота 1200-летнего дерева близ горы Ай-Петри – всего 10 метров. Древесина тисса ядовита. Садовники, подстригающие изгороди из тисса, должны работать с большими перерывами, иначе уже через полчаса у них начинает кружиться и болеть голова, возникает тошнота

Слайд 32

СЕКВОЙЯ
Самое гигантское растение, населяющее нашу планету. Свое название секвойи получили в честь индейского вождя Секвойи из племени чероки, создавшего в начале XIX в. алфавит для своего народа. А мамонтовым деревом один из видов секвой зовут за сходство кривых сучьев с бивнями мамонта.

Слайд 33

У секвойи превосходная древесина красного цвета, которая высоко ценится в столярном деле. Она почти не подвержена действию огня. Ученые выяснили, что лесные пожары нужны этому дереву, без них секвойи не дожили бы до нашего времени. Пожар, не причиняя большого вреда лесным гигантам, выжигает подлесок и лежащую на земле хвою.

Слайд 34

Слайд 35

ЗНАЧЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Образуют органические вещества и выделяют кислород. Хвойные леса задерживают таяние снега и обогащают почву влагой. Сосна выделяет летучие вещества, обладающие антибактериальным действием. Ценный строительный и поделочный материал (древесина секвойи – красное дерево). Древесина ели – сырье для изготовления бумаги. Из хвойных получают скипидар, лаки, спирт, пластмассу. Из семян сибирской сосны получают масло. Многие хвойные используются как декоративные растения.

Слайд 36

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
ВАРИАНТ 1. Листопадные деревья – береза, липа, дуб – на зиму сбрасывают листья полностью, что сохраняет их от большой потери воды. Хвойные деревья, за редким исключением, - вечнозеленые растения. Каким образом ель, сосна переносят зимнюю «засуху»? В хвойных лесах стволы у сосен почти до самых верхушек не имеют ветвей, а у елей ветви отсутствуют только в нижней части стволов. С чем связаны такие различия. Семена из шишек сосны высыпаются в конце зимы, начале весны. Имеет ли какое-либо значение в жизни сосны время рассеивания семян? Если «да», то какое?
ВАРИАНТ 2. Весной на верхушках молодых побегов сосны образуются маленькие красноватые шишки, а у оснований молодых побегов мелкие желтые шишки. Какие из этих шишек мужские, а какие женские? Во время сильного ветра ели выворачиваются с корнями, а у сосен обламывается верхушка ствола (примерно на 1/3 от высоты дерева). Как можно объяснить такие явления? Сосну очень часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

Многообразие голосеменных растений рассматривается с использованием мультимедийной презентации. Показ слайдов с изображением голосеменных растений комментируется небольшим сообщением. Считаю необходимым познакомить учащихся с голосеменными растениями произрастающими не только в России, но и на территории других государств.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности организации У голосеменных появляются семена. Это более совершенные, чем споры, единицы размножения и расселения, так как в них есть зародыш и запасные питательные вещества, необходимые на первых этапах его развития. Плотные оболочки защищают семя от неблагоприятных факторов, многие из которых губительны для спор. Семенные растения приобрели преимущества в борьбе за существование, что и определило их расцвет при иссушении климата.

Предки Голосеменных: древнейшие представители отдела папоротниковидных. Именно среди них есть разноспоровые древовидные формы с вторичной древесиной, которые могли дать начало голосеменным. Голосеменные произошли не от настоящих (типичных) папоротников, но от одной из боковых разноспоровых ветвей древнейших папоротниковидных растений.

Голосеменные имеют стебель, корень и листья. Они образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. У голосеменных в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами. Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды.

Наиболее распространены в России Ель Сосна

Можжевельник

Лиственница сибирская и даурская

Пихта и сосна сибирская

Эфедра – низкорослый кустарничек

Кипарис – дерево Средиземноморья

Там же растёт туя

Криптомерия любима китайцами и японцами

Хвойные южного полушария. Араукария

Вельвичия удивительная из пустыни Намиб

Лиана гнетум

Саговник

Гинкго двулопастной

Рассмотрите шишки сосны и пихты. Почему эти растения называют голосеменными?

Мужские шишки Женские шишки

Применение хвойных Из древесины хвойных изготавливают мебель, бумагу; её используют при строительстве зданий, изготовлении музыкальных инструментов, карандашей. Живица хвойных используется для получения канифоли, скипидара. Отдушки хвойных используются при изготовлении кремов, шампуней, мыла. Лиственница даёт человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу.

Эти растения образуют обширные лесные массивы (тайгу), а также украшают улицы, парки городов. Малоустойчивы к загрязнению воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок презентация "Многообразие покрытосеменных растений"

мир покрытосеменных растетий многобразен. Очень многие цветковые растения использует человек. На уроке учащиеся докажут, что любое растение может быть полезным...

Презентация "Клеточное строние растени"(урок-игра)

Урок-игра направлен на закрепление темы "Клеточное строение растений" В урок включены: загадки вставь пропущенное слово растительная клетка кроссворд...

Голосеменные

Слайдов: 13 Слов: 543 Звуков: 0 Эффектов: 0

Отдел Голосеменные. Характеристика Голосеменных. Строение Голосеменных. Устьица погружены в ткань ли- ста, что снижает испарение воды. Размножение хвойных. Вдоль оси такой шишечки расположены чешуйки. Зрелое пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Значение в природе. Голосеменные растения играют важную роль в природе. Значение в жизни человека. Использует голосеменные растения и человек в своей хозяйственной деяте- льности. Весь парусный флот построен в основном из сосны. Многие из хвойных и сейчас-прекрасный строительный материал. Сердцевину некоторых тропических форм(нап- ример саговниковых) употребляют в пищу. - Голосеменные.ppt

Урок Голосеменные

Слайдов: 18 Слов: 432 Звуков: 0 Эффектов: 0

Урок-путешествие «Голосеменные растения». Воспитывать бережное отношение к природе. План урока. 1.Организационная часть Сообщение задач урока 2.Самостоятельная работа Заполнить таблицу. Ответь на вопросы. Тест. Изучение нового материала. Сосновый бор. Ель обыкновенная. Можжевельник. Пихта. Лиственница обыкновенная. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек». Сосна обыкновенная. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу. Закрепление знаний. Задания: 1)Расположите по мере усложнения: водоросли, лишайники, мхи, папоротникообразные,голосеменные. Заполните схему. - Урок Голосеменные.ppt

Отдел голосеменные

Слайдов: 44 Слов: 3116 Звуков: 0 Эффектов: 15

Отдел Голосеменные. Сосна обыкновенная. Гнетум. Гинкго. Отдел Голосеменные (Pinophyta, или Gymnospermae). Общая характеристика отдела Наиболее древний отдел семенных растений. Представлен многочисленными ископаемыми и современными видами (всего около 700). Типовой род – cосна (Pinus). Особенности жизненного цикла. Чередование поколений с доминированием бесполого поколения (спорофита). Важнейшее эволюционное приобретение семенных растений – внутреннее оплодотворение. Все голосеменные – разноспоровые растения. Жизненные формы. Травянистых форм нет. Вторичная ксилема обычно состоит из лестничных трахеид (не сосудов). - Отдел Голосеменные.ppt

Голосеменные растения

Слайдов: 9 Слов: 211 Звуков: 0 Эффектов: 0

Голосеменные растения. Определение голосеменных. Строение листьев хвойных растений. Строение шишки. Значение хвойных деревьев. Голосеменные – растения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо. К голосеменным растениям относят хвойные растения. Хвойные – растения, имеющие видоизмененные листья – хвою. Хвоя – видоизмененные игольчатые листья у хвойных растений. В шишках на твердых чешуях располагаются семена. Незрелые шишки зеленоватые, с плотно прижатыми чешуями. У зрелой коричневой шишки чешуи раскрываются. У голосеменных растений семена находятся не в плодах, а в шишках. - Голосеменные растения.ppt

Биология Голосеменные

Слайдов: 9 Слов: 382 Звуков: 0 Эффектов: 26

Биология. Отдел Голосеменные. Общая характеристика. План урока. Проверка домашнего задания (работа с тестами). План общей характеристики Голосеменных. Около 700 видов. Древесные растения, реже кустарники. Листья игольчатые, слегка уплощённые или чешуевидные. Вечнозелёные растения. Не образуют плодов. Настоящие сосуды отсутствуют. Разнополые растения. Оплодотворение происходит без участия воды. Мужские гаметы – неподвижные спермии. Размножение посредством семян. У Голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Семена образуются на видоизменённых, укороченных, генеративных побегах – шишках. - Биология Голосеменные.ppt

Растения отдела голосеменные

Слайдов: 9 Слов: 80 Звуков: 0 Эффектов: 8

Отдел голосеменные. На ветвях развиваются шишки. В шишках формируются половые клетки происходит оплодотворение образуются семена. Семена располагаются на чешуйках открыто (голо). От каких растений произошли голосеменные? Жизненные формы голосеменных растений. Деревья. Кустарники. Представители класса Хвойные. Можжевельник. Кипарис. Тис. Семейство Сосновые – самое многочисленное среди хвойных. - Растения отдела Голосеменные.ppt

Общая характеристика голосеменных

Слайдов: 18 Слов: 511 Звуков: 0 Эффектов: 17

Отдел Голосеменные растения. Самая популярная детская песня. И много-много радости Детишкам принесла. Хвойные широко распространены на Земле. Среди хвойных нет травянистых растений, а только кустарники и деревья. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. На болотистых почвах главный корень развит плохо. План общей характеристики Голосеменных. Около 700 видов. Древесные растения, реже кустарники. Листья игольчатые, слегка уплощённые или чешуевидные. Вечнозелёные растения. Не образуют плодов. Настоящие сосуды отсутствуют. Разнополые растения. - Общая характеристика голосеменных.pptx

Размножение голосеменных растений

Слайдов: 14 Слов: 115 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема: Размножение голосеменных растений. Голосеменные. Выбрать лишнее. Бесполое размножение Половое размножение Сперматозоид Яйцеклетка. Гамета Яйцеклетка Спермий Оплодотворение. Хламидомонада Улотрикс Мох кукушкин лён. Какой способ размножения изображён у хламидомонады? Какой способ размножения изображён у улотрикса? Какой мох является женским растением? Хвощ Мох Сосна Папоротник. Строение шишки. Схема «Опыление и изменения, происходящие в шишке». Схема «Образование семян у сосны». Яйцеклетка Спермий Зигота Зародыш Семя. Семязачаток Эндосперм Семенная кожура. -

Урок построен для 6 класса по учебнику В.В. Пасечника.

Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления

Этап обучения по данной теме: основной

Вид деятельности: поисковый и репродуктивный

В этой теме вводится новая группа растений, представители которой размножаются новым, для учеников, способом при помощи семян и имеют шишки разных полов.

В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Так же эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите.

Заранее даётся сообщения двум ученикам: “Сосна”, “Ель”. Ученикам даются заранее выучить стихотворения об охране природы и Ф. Тютчева, которые имеются в план – конспекте. Так же можно заранее зачертить таблицу, с целью экономии времени. В конце плана урока даётся приложение, которым можно воспользоваться на уроке, показав многообразие. На всех этапах урока используется презентация, которая имеется в приложении.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

  • Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
  • Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
  • Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.
  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.
  • Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал: кроссворд, лабиринт

Планируемый результат:

  • Учащиеся должны знать:
  • Особенности строения голосеменных
  • Строение хвои и шишек голосеменных растений
  • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
  • Учащиеся должны уметь:
  • Различать виды хвойных растений
  • Называть характерные признаки голосеменных растений.

Организационный момент.

I. Проверка знаний по пройденным темам

Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах.

  1. Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство.
  2. Тело многоклеточных низших растений
  3. Зеленый пигмент растений
  4. Иное название грибокорня
  5. Клетка, при помощи которой размножаются грибы и низшие растения
  6. Половые клетки мхов
  7. Взаимовыгодное сожительство живых организмов
  8. Группа мхов
  9. Организм, состоящий из водорослей и гриба
  10. Самые глубоководные водоросли
  11. Группа водорослей, к которой относится ламинария
  12. Из них состоят все живые организмы

II. Основная часть

Это и есть тема нашего урока (запись темы)

Посмотрите на название. О чем оно вам говорит?

Сегодня вы узнаете: (задачи показываются на слайде и проговариваются)

1. Какие растения относятся к этой группе, их значение.

3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами

5. Проведем лабораторную работу по определению отдельных видов

Просмотр слайдов. Даётся задание: записать растения, которые относятся к этой группе. Название на слайдах. Стихотворение зачитывается учителем или учеником.

… Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)

Пока идет просмотр, учитель проговаривает значение растений. Из древесины хвойных деревьев изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, карандаши, используется как дрова. Живица используется для канифоли, скипидара. Отдушка хвойных используется для изготовления кремов, шампуня, мыла. Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы, сохранялись почти два тысячелетия. Вырабатываются вещества фитонциды, которые убивают микробов.

1. Что общего между растениями? (хвойные, вечнозеленые).

Учитель добавляет: туя, ель, пихта, тис, гнетумы (лианы), что хвойные произрастают только в северных широтах, а в Ю. Америке и Австралии, есть голосеменные, у которых листья чешуйчатые, например кипарис, Гинкго. Более 500 видов.

Очень древняя группа. 150 млн. лет назад они достигли своего господства. Первыми были саговники, похожие на пальму. Последний форзац учебника.

Среди них есть рекордсмены. Долгожители: секвойя дендрон – мамонтово дерево (6000 лет), в Калифорнии – остистые сосны живут 4600 лет. Самым крупным из них носят собственные имена. В стволе “Дерева-дома” (высота 90 м., толщина 11м.) оборудована дача, через “Дерево-тонель” проложена автомобильная дорога. Подсчитано, для того чтобы перевезти “Генерала Шермана” потребовалось бы 25 вагонов.

2. Что собой представляет хвоя? Ответ найти в учебнике (стр. 75)

  • Эти растения относятся к высшим или низшим? Обоснование.
  • Чем они размножаются?
  • Чем семенное размножение выгоднее? Отвечают сами или находят ответ в учебнике.
  • Как лежат семена. Показ шишек (подводим к ответу, что семена лежат, открыто на поверхности чешуи). Учитель добавляет, что шишки есть мужские и женские. Цветка нет.

Первичное закрепление знаний.

  • Что вы узнали о голосеменных?Делается вывод при помощи учителя. Имеется на слайде в презентации.

Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.

А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.

Лабораторная работа (стр. 79). “Изучение строения хвои”. Рекомендую рассматривать только хвою двух растений (не хватка времени). Например, сосны обыкновенной и ели.

Вывод о различии хвоинок. Делается учащимися.

Сообщение учащихся о сосне и ели. Остальные учащиеся заполняют таблицу. Первую строчку помогает учитель. Вторую заполняют самостоятельно, прослушав доклад. Слайд

Название растений Условия обитания Шишки Особенности Возраст
сосна Светолюбивое

В сухих лесах

Мужские – зеленовато-желтые, собраны в группах у оснований молодых побегов

Женские – красноватые, одиночные, одревеснеют

Высокие, стройные, без нижних веток

На открытой местности раскидистые

350, 400 лет
ель
лиственница
можжевельник

Домашнее задание: заполнение таблицы до конца.

III. Закрепление.

Вопросы к классу.

  1. В чем основное отличие семенных растений от споровых?
  2. Почему хвойные называют иначе голосеменными?
  3. Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?
  4. Какие растения относятся к голосеменным?
  5. Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?

Лабиринт. Показывается на слайде. Раздается на каждый стол. Используется учебник. Работа в парах.

Ключ ответов: 1, 6, 7, 8, 13, 14, 9, 10, 15, 19, 24, 20, 25.

Ученики самостоятельно проверяют и выставляют себе оценку (если лабиринт пройден полностью – “5”, 7-12 правильных ходов – “4”, меньше – “3”)

Заключительное слово:

Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит. Стихотворение имеется на слайде. Читается наизусть учеником

Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!

IV. Подведение итогов.