Святая агния римская молитва. Святая агнесса римская - быль, ставшая христианской легендой Святая агния


Волосы - краса и гордость любой женщины. Но этой девушке - практически, девочке - волосы послужили не просто украшением - они защитили ее от позора, от непристойных, похотливых взглядов. Множество художников запечатлели ее именно такой - юной, скромной, укутанной густой копной струящихся волнистых волос, которые полностью скрывают от зрителя ее хрупкую обнаженную фигурку. Это одна из самых юных и самых трогательный святых - Агнесса Римская.

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Отвергнувшая жениха

Агнесса родилась примерно в 291 году. Христианская мученица росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни.

Стойкая христианка

Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом.

Все считали, что вид орудий пыток заставит Агнессу дрогнуть; однако они вызвали у неё радость, а не ужас, правитель же пришёл в ярость и пригрозил ей, что отдаст её в дом терпимости. «Вы можете», сказала Агнесса, «испачкать свой меч в моей крови; но никогда не сможете осквернить моё тело, посвящённое Христу».

Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую.

Под защитой небес

Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими.

В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Так как она объявила, что Бог не допустит, чтобы её тело было осквернено, мужчины боялись прикасаться к ней. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали и они со стыдом покидали публичный дом.

Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца.

В конечном счёте её приговорили к смерти. Но сначала её подвергли осмеянию, и на улицах ей выкрикивали оскорбления. Когда палач колебался, Агнесса сказала ему: «Не медлите. Это тело вызывает к себе такое восхищение, которое я ненавижу. Пусть оно погибнет».

Был зажжён огонь, и когда её поместили в костёр, она молилась так, «Твоё Имя я славословлю и прославляю, по всей земле без конца. Я исповедую Тебя своими устами, и всем своим сердцем я желаю Тебя». Когда она закончила молитву, оказалось, что огонь сам по себе погас. Потом её сковали кандалами, но они спали с неё. И тогда её убили мечом, и после смерти множество людей шли на её могилу.

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм - Сант-Аньезе-ин-Агоне - именyо в реликварии этой церкви хранится ее голова.

День почитания Агнессы (Инессы) Римской

Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.
Иконография

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

Святые и философы об Агнессе

Святой Амвросий писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И всё же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила свою голову. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру».

Гимн Пруденция: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа её, став свободной, улетела на небеса, где ангелы встретили её, когда она направлялась по белой дороге, ведущей в рай».


Скульптурное изображение в мраморе Витраж


Современная греческая икона мц.Агнии


Базилика SanApolinare Nuove Rawenna, Италия



Интерьер SanApolinare Nuove Rawenna (слева процессия дев-мучениц, справа - процессия мучеников).


Три фигуры из процессии: мц.Пелагия, мц.Агата, мц.Агнесса. Вся процессия состоит из 22-х мучениц, выходящих
из равеннского порта Классе (Civitas Classis) по направлению к престолу Богородицы
, держащей на коленях младенца
Христа, и окружённую четырьмя ангелами.
Все мученицы изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые
золотом
туники и белые уали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников, изображённых
на противоположной стене
. Фигуры разделены пальмами, под ногами - цветочное поле, у ног мц.Агнии - ягненок как
символ чистоты.
Попутно сообщаю, что атрибуты изображений св.Агнессы:


В самом начале видео византийские мозаики другой базилики, после чего идут мозаики базилики
Сант-Аполлинаре Нуово: Процессия мучеников - 2.00, процессия мучениц - 2.41. - св.мц.Агния - 3.32



Св. Агния. Мозаика в алтаре церкви святой Агнии на Навонской площади (Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура).
Рим. 625-638 гг.

Первое свидетельство о подвиге девы Агнии оставил святитель Амвросий Медиоланский.
"Еще не созревшая для наказания, она уже созрела для победы; Недоступная для поражения, она способна
для получения венца", - так писал свт. Амвросий Медиоланский о святой, чья память празднуется сегодня.
В своем труде "О девах" (De Virginibus) святитель восторгался добродетелью юной девушки, которая, еще
не зная жизни, "так легко расставалась с ней". Она буквально стремилась к исповедничеству.
Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на "De Virginibus" святого Амвросия
Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на праздник св.Агнессы в январе 375 или 376 года - самое
древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В ней есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было
слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как
будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее

сверстники не отвечали еще и за самих себя. ЕЕ свидетельство было достойным свидетельства зрелого
мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы".
Святой Амвросий написал также гимн, посвященный св. Агнессе, его текст с подстрочным переводом мы приводим

ниже.

Agnes beatae virginis

natalis est, quo spiritum

caelo refudit debitum

pio sacrata sanguine.

Matura martyrio fuit

matura nondum nuptiis;

prodire quis nuptum putet,

sic laeta vultu ducitur.

Aras nefandi numinis

adolere taedis cogitur;

respondet: "Haud tales faces

sumpsere Christi virgines.

Hic ignis exstinguit fidem,

haec flamma lumen eripit;

hic, hic ferite, ut profluo

cruore restinguam focos".

Percussa quam pompam tulit!

Nam veste se totam tegens,

terram genu flexo petit

lapsu verecundo cadens.

Iesu, tibi sit gloria,

qui natus es de Virgine,

cum Patre et almo Spiritu,

in sempiterna saecula.

Сегодня день рождения

Агнессы, блаженной девы:

Омытая освященной кровью,

Она предала небу свою душу.

Сентябрь 25, 2018

Исторический центр Вечного города является средоточием Римского барокко, где буквально на каждом шагу встречаются монументальные архитектурные шедевры эпохи Возрождения. Примером этому может служить посещение великолепной Пьяцца Навона – одной из главных , со знаменитыми фонтанами и палаццо. Наиболее ярким ее украшением, без сомнения, является церковь Святой Агнессы (Sant’Agnese in Agone), находящаяся по центру западной стороны площади.

История возведения церкви и ее посвящение, определившее настоящее название, уходят в далекое прошлое, в те времена, когда здесь находился древний стадион Домициана. Построенный в 85г.н.э., он использовался для проведения атлетических соревнований вплоть до середины V века. Согласно легенде, здесь была замучена 12-летняя Агнесса, память о которой увековечена в названии великолепной барочной церкви.

Легенда о Святой Агнессе

Агнесса (293-305гг.н.э.), принадлежавшая к благородному древнеримскому роду Клаудия, приняла мученическую смерть во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане, издавшем в 303 г. ряд указов, направленных на аннулирование прав христианских общин.

Согласно легенде, юная девушка 12 лет от роду, давшая себе обет целомудрия ради служения Спасителю, отказала в близости сыну префекта Рима, влюбившегося в нее. За это Агнессу бросили в находившийся на стадионе Домициана бордель, но ни один из его клиентов так и не смог лишить ее девственности, так как моментально терял мужскую силу. Чтобы утешить самолюбие богатых патрициев, обвиненную в колдовстве девушку совершенно нагую вывели на заполненную зрителями арену.
Однако случилось чудо – ее волосы тут же мгновенно отрасли до пят, спрятав обнаженное тело от устремленных на нее тысяч вожделенных глаз. Вменив в вину публично продемонстрированную магию, Агнессу приговорили к сожжению на костре. И здесь чудо повторилось – пламя костра, достигнув тела девушки, тут же затухало, не причиняя ей никакого вреда. Чтобы ускорить акт экзекуции, подбежавший к мученице солдат ударом меча отсек ей голову. После казни тело девушки было захоронено на кладбище вдоль Номентанской дороги, в катакомбах, известных сегодня как Catacomba di Sant’Agnese (современный район Рима Триест). Чтобы трагическое событие не исчезло из людской памяти, принцесса Констанция, дочь императора Константина Великого (274-337), в середине IV века построила над местом захоронения Агнессы небольшую часовню. Сегодня здесь находится нынешняя базилика Sant’Agnese fuori le mura (Базилика Сант Аньезе за Стенами), возведенная в первой половине VII века папой Гонорием I.

Юная Агнесса, принявшая мученичество во славу целомудрия и канонизированная впоследствии католической Церковью, по сей день является покровительницей всех девственниц.

Кто построил церковь Сант Аньезе ин Агоне

Место на стадионе Домициана, где пролилась кровь молодой девушки, стало местом поклонения христиан. В 1123 году при Папе Каллисте II здесь была построена и освящена небольшая базилика в честь Святой Агнессы, главный вход которой выходил на сегодняшнюю via di Santa Maria dell’Anima, а фасад апсиды был обращен к «кампус Агонис» – стадиону Домициана.

Это интересно!

Название площади Навона происходит от греческого «agone» – состязание. В древности применительно к указываемому месту происходивших на стадионе событий часто применялся термин «in agone», трансформировавшийся в «n’agone», а затем в «navone».


В 1447 году семья Памфили, переехавшая в Рим из Губбио, приобрела на via dell’Anima участок земли и небольшое здание, расширив впоследствии свои владения прилегающими рядом земельными наделами, чтобы построить представительный семейный особняк. Его строительство началось в 1644 году, когда Джованни Баттиста Памфили возглавил папский престол, приняв имя Иннокентий X. Известный сегодня как Палаццо Памфили, дворец стал резиденцией родного брата Папы – Памфилио Памфили и его жены Донны Олимпии Майдалькини. Женщина, имевшая достаточное влияние на понтифика, убедила его в необходимости иметь рядом небольшую семейную часовню. Таким образом, в 1651 Иннокентий X распорядился возвести на месте старой базилики, стоявшей рядом с дворцом, новую церковь Святой Агнессы, которая впоследствии должна была стать также и местом его упокоения после смерти.


Разработку проекта и курирование строительства церкви Сант Аньезе, заказанной Иннокентием X, первоначально поручили архитектору Джираломо Райнальди и его сыну Карло. Однако вскоре Папа изменил свое решение, передав работу Франческо Борромини, который находился в бо́льшей фаворе у понтифика. Тот изменил дизайн фасада здания, сделав его вогнутым. Это гениальное решение позволяло без труда видеть купол церкви, который невозможно было бы узреть с противоположной стороны узкой площади при традиционном архитектурном исполнении возводившегося храма.

В 1655 году, к моменту смерти Иннокентия X, фасад церкви был практически закончен, однако преемник почившего понтифика не проявлял особого интереса к строительству. Архитектор Борромини, не получая никаких денежных субсидий для продолжения строительства, подал в отставку. Донна Олимпия в 1667 году привлекла для оформления интерьера, а ее сын Камилло взялся достроить церковь. Он восстановил Карло Райнальди (1611-1691) в должности ведущего архитектора, который в 1672г. и завершил возведение здания. Несколько позже, по проекту Джованни Мария Баратта(1670-1747) церковь дополнили строительством двух колокольных башен. Его младший брат Франческо дополнил фасад базилики входными ступенями.

Интерьер церкви Святой Агнессы

Великолепная церковь Святой Агнессы на Пьяцца Навона известна как одна из красивейших в Риме. Ее интерьер наполнен шедеврами средневековой скульптуры и живописи. Главный алтарь с изображением Святой Агнессы, принимающей мученичество через сожжение на костре, выполнен из белого мрамора скульптором Доменико Гуиди. Его официальное представление состоялось 13 июля 1688 года.



Часовня Святой Агнессы в храме располагается на предполагаемом месте мученичества. Она содержит скульптуру, выполненную мастером Эрколе Ферретти, Форма и выражение композиции основаны на рисунках Бернини. Великолепные лепные элементы, украшающие часовню, принадлежат Паоло Ландини, который участвовал во внутреннем оформлении храма с 1662 по 1664гг.


Семья Памфили была тесно связана с проповедником Филиппо Нери (1515-1595), являвшимся основателем конгрегации ораторианцев и канонизированным католической Церковью. Поэтому было принято решение построить в семейной церкви Памфили часовню, посвященную Святому Себастьяну – наиболее почитаемому Филиппо Нери святому. В 1859 году, после общей реставрации храма и восстановления часовни Св. Себастьяна, папа Пий X передал сюда бесценную реликвию – сохранившийся череп отсеченной главы Святой Агнессы. Он был помещен в серебряный реликварий, сделанный в форме миниатюрного храма.



Над входом в церковь Сант Аньезе ин Агоне, с его внутренней стороны, находятся звуковые трубы старинного органа, заказанного Джованни Баттиста Памфили фламандскому мастеру Гульемо Герману. Несмотря на то, что в начале XIX века он подвергся значительной реконструкции, его основные элементы были сохранены, включая оловянные трубы музыкального инструмента. Здесь же, в мраморном погребальном саркофаге работы скульптора Джованни Баттиста Маини, покоится прах Иннокентия X Памфили.


Данная статья содержит: агнесса римская молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

0201 – 0304

христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых

Исторические сведения и предание

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали и они со стыдом покидали публичный дом. Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.

Sting-Saint Agnes and the burning train

Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 12 лет).

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Голова святой Агнессы находится в реликварии крипты церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Прославление

Почитание св. Агнессы возникло в Риме в IV веке, вскоре распространилось по Западной Европе. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм - Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Имя св. Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконография

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

Комментарии

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

священнослужитель Православной Российской Церкви

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Настасья Самбурская о диетах, спорте, как изменить свое тело и свою жизнь!

Copyright © 2010 People.SU All rights reserved

Использование материалов без письменного согласия авторов сайта – запрещено!

Агнесса римская молитва

Практически обо всех католических святых в житиях пишут, что были эти девы необыкновенными красавицами. Но святая Агнесса выделяется среди всех тем, что пострадала она в первую очередь из-за своей красоты, а уже вторичным стало то, что красавица оказалась еще и христианкой.

Будущая святая родилась в 291 году в Риме, в семье па¬трициев. Получила достойное для тех времен образование: во всяком случае, она умела читать. Но главное - девочка была необыкновенно, осле-пительно красива. Настолько красива, что уже в возрасте двенадцати с половиной лет вызывала в мужчинах восторг и вожделение.

Кто и когда обратил Агнес¬су в христианство, неизвестно.

Но наверняка - какая-то жен¬щина, или живущая в доме, или вхожая в дом. Поскольку христианская религия была

под запретом, верующие для чтения молитв и проведения мессы со¬бирались тайно, по ночам, в катакомбах под городом, и вряд ли юная римская аристократка решилась бы выйти из дома без сопровождения. Некоторые исследователи считают, что этойженщиной была кормилица Агнессы, рабыня-христианка. Другие - что тайными христианами были даже родители Агнессы. ;

Красота новой религии пленила девочку. Агнесса всем сердцем по¬любила Иисуса, в мечтах она видела себя его невестой и, как многие ■ юные христианки, принесла клятву сберечь свое девство, чтобы быть чистой, когда придет время соединиться с небесным женихом. *

Происходило это в царствие императора Гая Аврелия Диоклетиана, прославившегося строительством огромных бань - и жестокими гоне¬ниями на христиан.

В Агнессу влюбился сын префекта Семпрониуса. Его отец, человек очень влиятельный, просил у родителей Агнессы руки их дочери. А сам юноша встретил красавицу у выхода из публичных бань (обычно поря- дочные римлянки никуда больше и не ходили) и прилюдно признался в любви к ней, и попросил ее стать его женой. Агнесса также прилюдно сообщила, что она - христианка, обещала небесному жениху Иисусу, поэтому у нее не может быть мужа на земле: «Я уже давно обручена с Небесным и Незримым Женихом, мое сердце всецело принадлежит ему, и Ему я’буду верна до самой смерти. Тот, с кем,я обручена - Христос, : которому служат ангелы, Христос, чья красота затмевает сияние звезд!

Я люблю того, чья мать - дева, и чей отец никогда не ведал женщины, перед чьей красотой меркнут и солнце и луна, чьим благоуханием мерт¬вые пробуждаются!»

Но поскольку юноша все-таки нравился Агнессе, она попыталась об- ■ ратить его в христианскую веру: чтобы на небесах они были вместе. Увы, молодой римлянин не понял ее и в ответ на проповедь схватил, Агнессу в объятия и поцеловал, уговаривая отречься от преступной ре- лигии, обрекающей ее на жестокую казнь. Девочка в гневе оттолкнула влюбленного со словами:.«Прочь от меня! Прочь, пастух смерти, прочь, взращающий блуд и коварство питающий!» ‘ ,!

Оскорбленный, юноша донес отцу, что Агнесса - христианка. Впрочем, если бы он не донес, донесли бы другие, все видевшие и | слышавшие. *■* -ч;

5 По закону Рима, христианку должно было казнить, но нельзя было | казнить девственницу. Обычно эту проблему решали так: или отправ¬ляли девственницу на несколько дней в публичный дом, где над ней мог надругаться любой посетитель, или - если казнь была массовой и публичной - палачи насиловали несчастных христианских девствен¬ниц прямо на арене Колизея, на глазах у зрителей.

Агнессу решено было отправить в публичный дом.

Дальше начинается легенда. Верующие верят в то, что все так и было. Неверующие сомневаются в чудесах, считая, что все их при¬думали позже, чтобы как-то приукрасить трагический финал жизни маленькой мученицы.

Девочка бесстрашно заявила префекту: «Если бы ты знал, кто мой Жених, ты бы знал, что мне ничто не угрожает. Я знаю силу его и я знаю, что Ангелы его будут хранить тело моё». Агнессу вывели из дома роди¬телей и сорвали с нее одежду, чтобы гнать по улицам обнаженной, на потеху толпе. Но произошло первое чудо: волосы девочки стремительно выросли, прикрыв ее тело. Второе чудо произошло, когда ее привели в публичный дом: желающих овладеть девственной красавицей было немало, но каждый мужчина, который прикоснулся к Агнессе, был немедленно наказан небесами: одни ослепли, другие упали замертво. Впрочем, были и те, кто обратился в христианство, едва взглянув в глаза Агнессы. Последним в публичный дом пришел несостоявшийся жених Агнессы: он попытался обнять девочку - и скончался на месте. Впрочем, Агнесса тут же упала на колени и помолилась за несчастного заблудшего юношу, и к нему вернулась жизнь. Потрясенный таким до-казательством ее правоты, юноша тоже принял христианство, и скорее всего, позже умер как мученик, но его история теряется во тьме веков, а история Агнессы озарена сиянием «Золотой легенды». Из публич¬ного дома ее отвели в тюрьму, где стражники бесстыдно глазели на ее красоту, прикрытую только длинными волосами, и в ответ на молитвы девочки с небес слетел ангел и принес Агнессе сияющее белое полотно, в которое она смогла закутаться. ,

21 января 304 года Агнессу привели на площадь для казни. Чернь пыталась забросать ее камнями и грязью, которые, не коснувшись мученицы, отлетали обратно в толпу и поражали бросавших. Агнессу бросили в огонь - но пламя разлетелось в стороны, не касаясь ее тела. И только когда чудеса достаточно впечатлили всех присутствующих, Агнесса сказала солдату: «Ударь мечом, не робея, и верни меня по¬скорее Тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей

воли понравилось смертным очам». Кровь мученицы, пролившуюся на месте казни, собратья по вере собрали белыми полотнищами и со¬хранили, как святыню.

Поскольку Агнесса была казнена, как преступница, ее зарыли у перекрестка дорог. Но над местом упокоения мученицы ночами сиял: свет. Тайные христиане приходили туда молиться. Через восемь дней (после казни Агнессы там были схвачены несколько юных христианок: * молочная мученицы, Эмерентиана (дочь той самой кормилицы, кото¬рая, возможно, обратила Агнессу в христианство) и несколько ее подруг. * Они заявили, что Агнесса явилась им во плоти, окруженная золотым > сиянием и с белоснежным ягненком на руках (ягненок в христианской | символике воплощает сразу и невинность, и жертву, и самого Иисуса Христа, но и имя «Агнесса» также образовано от «агнец» - «ягненок»). Все эти девушки были казнены и впоследствии канонизированы. Позже кости святой Агнессы собратья по вере перенесли в катакомбы, где она; нашла упокоение среди других христиан.

Уже в IV веке в Риме сформировался культ святой Агнессы.

В 342 году над катакрмбами в том месте, где находилось захоронение Агнессы, по приказу Констанции (дочери императора Константина Великого, признавшего христианство господствующей религией) был построен первый храм святой мученицы. Согласно легенде, Констанция была больна проказой, молилась Агнессе и чудесным образом исцелилась. Позже на Зтом месте была выстроена церковь Сант-Аньезе-фуори-ле-мура. В XVII веке возле площади Навон была построена еще одна церковь, посвященная юной мученице: бело¬снежная изнутри и снаружи Сант-Аньезе-ин-Агоне, где в золотой раке хранится череп Агнессы.

Святая Агнесса Римская - одна из наиболее почитаемых раннехри¬стианских святых, покровительница девочек и девушек. День святой Агнессы католики отмечают в день казни девочки: 21 января. Накануне вечером девицы гадают на жениха и в молитвах просят у святой Агнессы заступничества от брака с нелюбимым.

Подробнее всего история Агнессы описана в «Золотой легенде» (Ье§епс1а Аигеа) Иакова Ворагинского, епископа Генуи, составившего в 1260 году свод житий христианских мучеников на основе доступных ему письменных источников и фольклора: эта книга в Средневековье по популярности стояла на втором месте -После Библии. В случае с Агнессой письменных источников сохранилось довольно много.

Прижизненных изображений Агнессы не существует. В Средневе¬ковье она изображалась девочкой в нарядном платье, с распущенными волосами и с ягненком на руках - в том виде, в котором она явилась своим подругам. Но начиная с эпохи Возрождения святую Агнессу все чаще рисуют в трагический момент ее жизни: заточенную в темницу, обнаженную и прикрытую только длинными волосами. Самое знаменитое изображение святой Агнессы (на испанский манер названное «Святая И несса») написал в 1641 году Хосе Рибера. Моделью стала одна из его дочерей. Сейчас картина находится в Дрезденской галерее

21 января – День св. Агнессы (Агнии) Римской, девы и мученицы

natalis est, quo spiritum

caelo refudit debitum

pio sacrata sanguine.

matura nondum nuptiis;

prodire quis nuptum putet,

sic laeta vultu ducitur.

adolere taedis cogitur;

respondet: “Haud tales faces

sumpsere Christi virgines.

haec flamma lumen eripit;

hic, hic ferite, ut profluo

cruore restinguam focos”.

Nam veste se totam tegens,

terram genu flexo petit

lapsu verecundo cadens.

qui natus es de Virgine,

cum Patre et almo Spiritu,

in sempiterna saecula.

Сегодня день рождения

Агнессы, блаженной девы:

Омытая освященной кровью,

Она предала небу свою душу.

Но зрелой для мученичества,

Видя ее радостный лик,

Люди думали, что она идет под венец.

возжечь огонь на алтаре идолов,

Она сказала: “Девы Христовы

Не берут в руки таких факелов”.

Его пламя прогоняет свет;

Чтобы моя кровь потушила этот костер”.

Она преклоняла колени,

И даже, падая на землю,

Целомудренно прикрывала свою наготу.

Рожденный от Девы,

Такая же слава, как Отцу и Духу

В бесконечные веки веков!

Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

qui infírma mundi éligis ut fórtia quæque confúndas,

concéde propítius, ut, qui beátæ Agnétis mártyris tuæ natalícia celebrámus,

eius in fide constántiam subsequámur.

Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,

qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,

Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

избравший немощное мира, чтобы посрамить сильное,

милостиво благоволи, да те, которые блаженной Агнессы, мученицы Твоей,

праздник рождения справляем,

в стойкости веры ей последуем.

Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,

Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,

Бог во все веки веков. Аминь.

  • Добавить комментарий
  • 0 комментариев

Выбрать язык Текущая версия v.208.1

galik_123

Курс – на эстетику и позитив!

В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы – воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника.

Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь – символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец – это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?

Имя Agnese (греч. agnox) означает священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно, что родилась она в семье зажиточных людей. Великомученическую смерть приняла 21 января, когда ей было от 12 до 13 лет. Место её захоронения – там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Голова Святой Агнессы покоится в крипте базилики Сант-Аньезе на площади Навона. На фото – маленький придел с золотым ковчегом, перед которым всегда горят свечи. А в ковчеге – честная глава святой Агнессы (внизу, в окошечке, виден череп). В православной традиции – святая Агния.

Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.

По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом – это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога.

Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.

Святой Амвросий писал: "Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру".

Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.).

Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании.

Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).

Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.

3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.

4. Внутри церкви - пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.

5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.

6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.

7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.

8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя.

9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки.

Выше () я уже написал, что катакомбы Сант-Аньезе - наименее интересные из открытых для посещения римских катакомб. Это означает лишь, что не стОит начинать знакомство с миром катакомб с Сант-Аньезе, а вот в качестве продолжения и развития темы - вполне можно.
Ехать сюда нужно специально, так как никаких других достопримечательностей поблизости вроде бы нет. Первый простой способ - это любой наземный транспорт, идущий по виа Номентана. Рекомендую № 90 - это этакий римский аттракцион. С площади Чинквенченто (то есть от Термини) он уходит обычным автобусом, а, выехав, за Аврелиановы стены, выпускает рога и становится троллейбусом. Второй простой способ - метро до Piazza Bologna и далее пешком до виа Номентана минут 10.
Собственно в комплекс Сант-Аньезе-фуори-ле-мура входят катакомбы, накрывающая их церковь св. Агнессы "за стенами" и Санта-Констанца - бывший мавзолей Константины, дочери Константина Великого. Начнем с базилики Сант-Аньезе.
Идти туда проходит нужно длинным, постепенно спускающимся вниз коридором, стены которого густо увешаны обломками плит из катакомб. Дело в том, что сама базилика находится на уровне нижнего уровня катакомб; а уровень близлежащих улиц, естественно, выше. Нынешняя церковь построена при папе Гонории I (625-638) на месте разрушенной базилики эпохи Константина Великого. Об этих развалинах - позже, а пока о церкви нынешней.
Назначение базилики - отметить место погребения мученицы Агнессы (по-русски Агнии). О ней самой можно прочесть здесь: www.pravenc.ru/text/63334.html . Эта та самая Агнесса, которую хотели отдать на поругание в бордель и выставили публично в голом виде, а у нее внезапно выросли длинные волосы, которыми ее нагота чудесным образом и была укрыта. На месте ее заключения в Риме на пьяцца Навона стоит великолепная церковь Сант-Аньезе-ин-Нагоне. Мощи святой честно поделили между двумя церквями: на пьяцца Навона хранится ее глава (точнее, череп, зрелище - не из приятных), в Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура - все остальное:

Этот ларец с мощами находится в крипте под алтарем, туда можно войти совершенно свободно.

В апсиде базилики мозаика VII века, на которой св. Агнесса стоит между двумя своими мучителями почитателями: папами Гонорием I (слева - с моделью храма) и Симмахом (справа):

В церкви обычно темно, видно плохо. Для любопытствующих хорошие фотографии - здесь: www.santagnese.org/galleria_foto.htm
Эта мозаика - полный конфуз. Дело в том, что папа Гонорий I - единственный из пап, который анафематствован! Дело было так. На востоке империи император Ираклий I и кпольский патриарх Сергий I задумали решить полуторавековую проблему монофизитов одним махом: объявить, что у Христа хоть и две природы (монофизиты это принимать не желали), но единое действие, единая энергия. Эти двое плюс посаженный ими на александрийскую кафедру Кир, размахивая над головами новоизобретенной христологической версией, в короткие сроки сумели переманить к себе значительное число сирийских, египетских и даже армянских дхалкидонитов. И тут, о конфуз! новоизбранный иерусалимский патриарх Софроний, еще до своего избрания сомневавшийся в озвученной теории, публично заявил о своем несогласии. Тогда Сергий от своего имени написал ничего не подозревающему папе Гонорию братское письмецо. Что-то вроде: "Слышь, фрателло, я вот добился таких успехов в возвращении монофизитов в православие, а всего-то им про единую энергию Христа сказал". Наивный Гонорий в ответ отписал: "Да ты молодец, Серега, всему правильному учишь, только лучше бы ты говорил не об одном действии, а об одной воле Христа". Ответное письмо Гонория кпольские умельцы быстро растиражировали по всему христианскому миру, показывая, что папа - с ними заодно. А вовлекли они его немного-немало в новую ересь, которой ничего не подозревавший Гонорий даже дал имя - монофелитство (от одной воли). И ересь эту в итоге на Шестом Вселенском соборе анафематствовали, вместе с ее отцами-основателями (Сергием и его тремя преемниками), Киром и, заодно, с Гонорием. Так папа стал еретиком. Но не вымарывать же его из-за этого из мозаики. С Симмахом - дело тоже не важное, по крайней мере для нас, православных. Симмах - это папа эпохи акакианской схизмы (484-519) (что это такое? ну вот хотя бы здесь: www.pravenc.ru/text/63764.html), так что нас, восточных, он честил в лучшем случае схизматиками, а в худшем - еретиками.. Впрочем, самому Симмаху в Риме было приходилось несладко: против него действовал антипапа Лаврентий, и борьба между этими двумя преемниками св. Петра продолжалась почти десять лет.
Как видите, святая Агнесса стоит на мозаике между двумя очень симпатичными товарищами. А что остается святой - только терпеть и молиться за нас, глупых. Вот эти два достойных мужа крупным планом:
1. Гонорий I

2. Симмах:

Церковь в целом очень интересная. Ее не слишком изуродовали в эпохи Ренессанса и барокко, так что многое сохраилось. В частности - галерея для женщин (матронеум). А наглядевшись бесплатно на базилику, можно вздохнуть и пойти уже за кровные евро в катакомбы. Вход туда - в левом дальнем углу церкви.
Продолжение следует....