Фундамент для лёгких построек. Финансирование и стоимость проекта

Легкий метрополитен находится на промежуточной позиции между обычным метро, к которому все уже давно успели привыкнуть, и легкорельсовыми транспортными системами. Подобно классическому метро, он полностью изолирован от уличного транспорта. Легкое метро в Подмосковье появилось около 12 лет назад, когда была сооружена Бутовская линия, в свое время успешно связавшая конечный участок Калужско-Рижской линии с Южным Бутово.

В чем главные отличия?

Линия легкого метро, как правило, строится на поверхности либо располагается на специальных эстакадах. Для удобства пересадочные узлы в больших городах устраивают в тоннельных участках. Составы легкого метро включают в себя небольшое количество вагонов (от двух до пяти). Станции легкого метро имеют меньшую протяженность и располагаются на открытом воздухе.

Несмотря на всю дороговизну, такая транспортная система обходится в 4-5 раз дешевле классического варианта. Вот почему легкое метро в Подмосковье - наиболее перспективное направление для решения транспортных проблем столичного региона.

Ближайшие планы

По словам губернатора Московского региона, вопрос создания легкого метро в Московской области скоро должен выйти на новый виток развития. С учетом огромной стратегической важности проектные работы по новой ветке могут быть осуществлены на протяжении текущего года.

Воплотить задуманное в реальность будет не так просто. На сегодняшний день строительство новых линий лишь в части разработки общей схемы и концепции требует вложений в размере 150 миллионов рублей.

Зачем это нужно?

Где же будет реализован этот грандиозный транспортный проект? Все дело в том, что строительство легкого метро за короткий период переместилось из сферы довольно туманных перспективных направлений развития подмосковного транспорта в зону реально реализуемых проектов. Московская область уже настолько застряла в бесконечных автомобильных пробках, что потребность в организации новых видов городского транспорта стала весьма очевидной.

Необходимо обеспечить возможность гарантированного и беспрепятственного перемещения между различными населенными пунктами Московского региона за строго нормированный промежуток времени. С этой задачей способно справиться только легкое метро в Подмосковье. Любому жителю Москвы и области хорошо известно о бесконечных вереницах из автомобилей и автобусов, которые по утрам, словно речной поток, непрерывно движутся в сторону столицы. Ближе к вечеру направление меняется на обратное. И все, казалось бы, хорошо, но только до тех пор, пока не произойдет малейший сбой. Тогда эта бурная река мгновенно превращается в стоячее болото, покинуть которое не представляется возможным до того момента, пока оно само не придет в движение. В итоге на дорогу тратится значительно больше времени, чем было запланировано изначально, плюс испорченное настроение и нереализованные возможности.

Как перемещаются в пределах Московской области в настоящее время?

Специалисты в области транспорта уже давно обратили внимание на особенности пассажиропотоков на Московской кольцевой автодороге. Оказалось, что около 40% автомобилей используют эту трассу с целью поездок между населенными пунктами, расположенными в ближнем Подмосковье.

Альтернативных вариантов для установления нормального транспортного сообщения просто не существует. Схема легкого метро будет построена таким образом, чтобы существующий недостаток был полноценно восполнен. Любая транспортная система должна обеспечивать баланс между городским общественным транспортом и личным. Другими словами, каждый житель должен иметь право выбора: пользоваться сегодня личным автомобилем или поехать по делам на метро.

Что намечается построить в ближайшее время?

Линии легкого метро будут проходить параллельно существующим железнодорожным веткам и таким образом дополнять инфраструктуру наземного железнодорожного сообщения. По большому счету, никакого отношения к метро у них не будет. Первым делом намечено построить линию легкого метро до Химок (через левый берег). Придет легкое через Немчиновку. Далее в планах - добраться до Железнодорожного и Пушкино.

Все согласно перспективным планам, должны связаться новыми транспортными линиями. Интервал движения поездов при этом будет не более 7 минут (с сокращением в пиковые часы до 4 минут).

География подмосковных городов, где станет доступным новый транспорт, очень разнообразна. Вот где будет доступно легкое метро: Балашиха, Реутов, Мытищи, Красногорск, Видное. Кроме уже упомянутых населенных пунктов, конечные остановки планируются в Крюково, Люберцах, Домодедово, Подольске, Нахабино, Шереметьевской.

На текущий момент ситуация такова, что грузовые составы вынуждены уживаться на одних железнодорожных линиях с пассажирскими поездами, пригородными электричками и аэроэкспрессами. легкого метро позволит развести эти транспортные потоки. Задача сводится к тому, чтобы любой пассажир не был привязан к какому-либо расписанию. Придя на станцию в любое время, он должен быть на все сто процентов уверен, что продолжительность ожидания поезда в сторону Москвы не превысит 6-7 минут.

Наряду с крупномасштабным проектом, который намечается реализовать в Московской области, на отдельных территориях запланировано строительство малых транспортных систем скоростного транспорта. К таким участкам можно отнести линию Щербинка — Боброво — Дрожжино — Расторгуево, где численность населения стремительно доходит до 145 тысяч человек. Чтобы добиться максимального снижения нагрузки на местную дорожную систему, принято решение об организации строительства внеуличной скоростной транспортной системы.

Дальняя перспектива

В идеале легкое метро должно выступить в роли эффективного интегратора транспортной системы всего подмосковного региона в транспортную систему столицы. Конечной целью этого проекта должно стать сооружение так называемых хордовых линий, которые постепенно должны замкнуться в гигантское железнодорожное кольцо и покрыть собой всю Московскую область. По такой транспортной линии можно будет без труда добраться из Домодедово в Одинцово или Раменское.

В каком виде будет реализован проект «Легкое метро - Москва и Подмосковный регион», достоверно еще не знают. Учитывая, что в России железнодорожные пути приспособлены под любой вид транспорта, в будущем мы можем увидеть и монорельс, и железную дорогу, и скоростной внеуличный трамвай.

Будет ли все так просто?

Строительство линий легкого метро тянет за собой довольно масштабные преобразования в схеме расположения дорожных магистралей и городской инфраструктуре. По меньшей мере, потребуется реконструировать до 30 и примерно столько же построить с нуля. Это необходимо, чтобы решить вопрос безопасного перемещения пешеходов через железнодорожное полотно.

Далее необходимо задуматься о борьбе с шумом, который издают поезда. Шумоизоляция транспортных линий будет одной из первостепенных задач, так как движущиеся составы создают дополнительную шумовую нагрузку на городских улицах.

Вероятно, не обойтись без строительства новых дорожных развязок либо переносов их на новые места. На некоторых территориях, возможно, будет достаточно простой модернизации. В большинстве случаев заметно изменится городской ландшафт.

Одним словом, такое масштабное строительство порождает массу что в значительной степени влияет на сроки и общую стоимость строительных работ.

Немного информации в цифрах

В итоге новая транспортная система будет иметь общую протяженность линий не меньше 200 км. Предстоит построить 48 новых станций. Для обустройства линий нового метро потребуется соорудить, по меньшей мере, 57 новых путепроводов. Чтобы обеспечить удобные пересадки на и в обычное метро, планируется строительство более 200 перехватывающих парковок, которые будут вмещать до 80 тысяч автомобилей. Количество поездов, курсирующих по новым линиям, составит не меньше 120.

Стоимость реализации программы по строительству легкого метро составит более 230 млрд руб. Финансирование будут осуществлять РЖД совместно с федеральным и областным бюджетами. Реализация проекта легкого метро позволит почти вдвое увеличить пассажиропоток, к 2020 году он составит не менее 1 млрд человек.

Еще о новых проектах

Разработан проект скоростной транспортной системы «Стрела». Ее задача - связать Химкинский жилой массив со станцией метро «Планерная». Протяженность этой скоростной линии составляет 7,2 км.

Кто будет реализовывать задуманное?

Власти региона уже получили согласие о сотрудничестве от целого ряда известных фирм. Официально этой идеей уже заинтересовался Siemens. Данная компания имеет огромный опыт и установившуюся практику в сфере консультаций по организации современных транспортных систем, строительству железнодорожных линий, объектов инфраструктуры и созданию подвижного состава. Но легкое метро в Подмосковье открыто и для российских производителей, которые обязательно станут участниками грандиозного проекта. При этом не важно, будут ли они кооперироваться с иностранными компаниями или выступать самостоятельно. Власти региона уделяют особое внимание вопросу создания на подмосковной территории необходимых производственных мощностей, способных освоить выпуск современных подвижных составов для нового транспортного проекта.

Насколько все реально?

По большому счету, принимая решение организовать практически новый вид транспортной системы, руководство Подмосковья замахивается на довольно серьезные высоты. При этом новое, как обычно, уже тянется к старому. Для населения Московской области решение транспортной проблемы любыми методами будет в радость, так как в часы пик пассажиропотоки возрастают до таких размеров, что пригородные электрички просто «трещат».

Какова будет судьба этих грандиозных планов - неизвестно. Сбудутся ли мечты рядовых пассажиров? Придет ли легкое метро в Одинцово или Раменское? А может, это опять будет какой-нибудь скоростной трамвай? Ведь в свое время крайне много говорилось о таком виде транспорта в направлении Балашихи. Назывались и длина трассы, и предполагаемые остановки, и стоимость строительных работ, но в конце концов все осталось в первоначальном состоянии.

Лёгкими постройками принято считать каркасные дома, брусовые и бревенчатые срубы, а также все хозяйственные строения из аналогичных материалов. Первая проблема, с которой сталкивается владелец участка при самостоятельном проектировании подобной постройки, - это выбор типа фундамента.

Инструменты, необходимые для изготовления бурозаливных свай: садовый бур ∅ 200 мм, бур-лопатка для уширения нижней части скважины и гидроуровень.

Самые приблизительные расчёты показывают, что его стоимость может достигать почти одной трети стоимости всего сооружения, а при самостоятельном строительстве - ещё и до половины всех трудозатрат. Вот и выходит: либо у нас получается недорогой малозаглублённый фундамент, и тогда наша постройка в морозы «гуляет, как на свадьбе», либо тяжёлый и надёжный фундамент, но совершенно неподъёмный по стоимости.

Оптимальным решением в подобных случаях, может быть свайный фундамент. А точнее, его разновидность - бурозаливные сваи. Их основными преимуществами являются:

    точка опоры на грунт расположена ниже уровня промерзания;

    сравнительно низкая стоимость материалов;

    полное отсутствие подготовительных работ на строительной площадке;

    возможность возведения фундамента силами одного человека;

    минимальная величина трудозатрат;

    возможность доставки всех материалов собственным легковым транспортом.

ИТАК, ТЕХНОЛОГИЯ

Сначала размечаем площадку. Если это будет каркасный дом, то вся работа сводится к разметке точек установки свай по осям строения с шагом 120 см.

Дело в том, что при проектировании каркасного дома выгодно все горизонтальные размеры конструкции в осях сделать кратными 60 см. Это обусловлено в первую очередь как размерами самого бруса, из которого собирают каркас, так и размерами панелей обшивки и плит (матов) утеплителя. Таким образом, при шаге расстановки свай, равном 120 см, каждый второй узел каркаса (место установки вертикальной стойки каркаса на брусе нижней обвязки) будет опираться на одну из свай нашего фундамента. Этого вполне достаточно.

Если же мы собираемся строить что-то более «легкомысленное», допустим, сарай или курятник, то выбор величины шага может быть произвольным. Конечно, всегда хочется сэкономить, установив как можно меньше свай, что сделает фундамент менее затратным. Но при этом придётся увеличить сечение бруса нижней обвязки, что в свою очередь увеличит стоимость всей постройки. Оптимальным в этом случае представляется решение увеличить шаг установки бурозаливных свай, но не более чем до 150 см.

В узлах нашей разметки ломом делаем небольшие выемки, которые позволяют буру заглубиться строго в отмеченной точке.

ГОТОВИМ МАТЕРИАЛЫ

Несъёмной опалубкой заливной сваи является рубероидная гильза, намотанная в два слоя. Рубероид в нашем случае выполняет также и роль смазки, позволяя грунту при промерзании и вспучивании скользить по поверхности сваи, препятствуя её вытеснению. Нарезаем листы рубероида соответствующего размера, сворачиваем гильзу и обматываем её скотчем, но не по всей длине, а только в той части, которая будет находиться над поверхностью грунта. Вверху скотч позволит удержать форму сваи до затвердения бетона, а внизу гильза плотно прижмётся к стенкам скважины. Ещё нам понадобится отрезок арматуры длиной, на 5 см меньшей длины сваи. А также компоненты для бетона: цемент, песок, щебень и вода.

НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Форма скважины - цилиндрическая с уширением в нижней части. Уширение необходимо для увеличения опорной поверхности, но самое главное - для предотвращения вытеснения сваи при промерзании грунта. Поэтому нам понадобятся три инструмента: бур садовый, лопатка для уширения и трамбовка. Бур диаметром 200 мм можно приобрести в магазине. Лопатку при наличии инструментов несложно изготовить и в домашних условиях, либо заказать в слесарной мастерской. Трамбовка - обрезок небольшого брёвнышка.

Рис. 1. Краткая технологическая карта изготовления бурозаливных свай в картинках: 1 - бурим скважину; 2 - расширяем нижнюю часть скважины буром-лопаткой; 3 - трамбуем дно; 4 - заливаем полость-«грибок» бетоном, вставляем по центру пруток арматуры; 5 - вставляем гильзу из свёрнутого в два слоя рубероида; 6 - заливаем часть бетона и штыкуем его ломом; 7 - приподнимаем гильзу на заданный уровень, отмеченный горизонтально натянутым шнуром; 8 - доливаем бетон и выравниваем поверхность.


Рис. 2. Бур-лопатка для уширения нижней части скважины.

Работа садовым буром пояснений не требует. А лопаткой действуем так: опускаем её в готовую скважину, заглубляем немного в стенку и проворачиваем. Отогнутая передняя кромка лопасти лопатки заходит в стенку скважины под углом, поэтому сама легко заглубляется. После полного оборота извлекаем срезанный грунт. Повторяем операцию, чтобы подчистить поверхность уширения. Уплотняем дно скважины трамбовкой. На этом земляные работы можно считать выполненными.

КОНСТРУКЦИЯ ЛОПАТКИ

Если диаметр пробурённой скважины равен 200 мм, то основной размер лопатки должен быть равен 190 мм, чтобы её можно было легко опустить на дно скважины. Высота срезающей грунт лопасти - 100 мм, материал - стальной лист толщиной 2 мм. Остальные размеры несущественны, их можно взять из эскиза приблизительно (рис. 2).

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВАИ

Заливаем заранее приготовленный бетон на дно скважины до заполнения всей полости уширения и вставляем по центру пруток арматуры. Затем опускаем в скважину гильзу и продолжаем заливать бетон, периодически штыкуя его ломом. Когда гильза заполнится, приподнимаем её (немного пошевеливая) до уровня нулевой отметки, который обозначен натянутым на заданной высоте шнуром. Доливаем раствор и выравниваем поверхность. Полностью весь технологический процесс изготовления бурозаливной сваи показан на рис. 1.

Необходимо обратить внимание ещё на несколько важных моментов, от которых также зависит успех всего дела.

БЕТОН

Для приготовления бетона нужны цемент, песок и камень (гравий, щебень). Считать пропорции и отмерять порции удобнее всего вёдрами (~ 10 л).

Цемент обычно имеет марку 400 или 500. В стандартном мешке цемента содержится примерно три почти полных ведра. Если цемент имеет марку 400, то на одно ведро нужно три ведра песка, если же - марку 500, то на ведро цемента понадобится четыре ведра песка. Для замешивания раствора в смесь цемента и песка необходимо добавить около одного ведра воды. Полведра можно вливать смело, а дальше в процессе перемешивания следить за консистенцией получающейся смеси и доливать воду маленькими порциями по мере необходимости. Сколько добавлять камня? Ровно столько, сколько влезет. Камень - это и экономия цемента, и прочность бетона. Смысл дозировки заключается в том, чтобы не допускать образования пустот между отдельными камнями: они должны буквально плавать в цементно-песчаной смеси.

РАЗМЕР СВАИ

Это, пожалуй, самый дискуссионный вопрос. По СНиПам глубина промерзания для средней полосы России составляет 1,4 м. Отсюда самое простое решение - сделать сваи длиной 2 м, чтобы точка опоры на грунт залегала заведомо ниже уровня максимально возможного промерзания. Но если наша постройка представляет собой лёгкий каркасный дом, который допускает незначительные подвижки фундамента, то двухметровые сваи выглядят довольно расточительно. Не хочу брать на себя ответственность и, тем более, не собираюсь опровергать официальный научно обоснованный документ, но всё же замечу: по опыту некоторых построек, за которыми я слежу уже не один год, бурозаливные сваи метровой длины, заглублённые всего на 90 см, не меняют своего положения на пучинистых глинистых грунтах даже в очень сильные морозы.

К ФУНДАМЕНТУ

Как правило, если планируется возведение каркасной постройки, то в оголовок сваи предлагается вмуровать резьбовые шпильки или анкерные болты, а затем, просверлив в соответствующих местах брусьев нижней обвязки отверстия, намертво привинтить их гайками. Такой способ крепления брусьев обвязки, по-моему, может запросто разрушить всю конструкцию. Судите сами. Практически всегда мы вынуждены закупать материалы (доски и брус) сырыми. Затем из этих сырых материалов собираем нижнюю обвязку и намертво крепим её анкерными болтами. При высыхании дерево уменьшается в размерах в направлении вдоль волокон примерно на полпроцента. Это значит, что шестиметровая балка укорачивается как минимум на 3 см. Что при этом происходит? Отверстие под анкерное крепление частично или полностью разрывается. В результате нарушенными оказываются и наиболее нагруженные и ответственные угловые узлы всей каркасной конструкции. Последствия этого, думаю, очевидны и в комментариях не нуждаются.


Готовый фундамент для лёгкой каркасной постройки.

И наконец, если зима будет особо морозной и малоснежной, а грунт промёрзнет ниже точки опоры наших свай, то заметные подвижки их могут быть не только вверх-вниз, но и вбок. А это опять же может привести к разрыву наиболее ответственных узлов конструкции.

Чтобы избежать подобных неприятностей, наиболее удобным и безопасным мне представляется крепление каркаса к сваям с помощью закладных дюбелей и Г-образных металлических пластин. Во время заливки верхней части опалубки сваи в ещё не застывший бетон вмуровываем дюбели. Размещаем их таким образом, чтобы при укладке нижней обвязки каркаса болты крепления находились не под брусом, а сбоку, с внутренней стороны периметра. После выравнивания диагоналей нижней обвязки брусья соединяем с дюбелями с помощью стальных Г-образных пластин и шурупов. Такое соединение надёжно фиксирует элементы каркаса при сборке и в то же время не препятствует неизбежным подвижкам при высыхании древесины.

И в заключение хочу отметить ещё один плюс бурозаливной технологии. Изготовление фундамента на бурозаливных сваях не требует одновременной укладки большого количества бетона и может быть прервано или временно приостановлено на любом этапе. Это дополнительное удобство для занятых людей. Все работы могут быть распределены на несколько выходных дней. Материалы также могут завозиться поэтапно, что в конечном счёте удешевляет всю постройку.

Как там говорится – посадить дерево, вырастить сына и выстроить дом. Программа-минимум для сильного пола. Желание ее выполнить зачастую очень велико – особенно ту часть, где о доме говорится. Только вот как быть, если не имеешь никакого понятия, какой дом лучше строить и какие материалы для него выбрать? Сложить стены из кирпича или керамических блоков, а может, быстро смонтировать их на каркасе с утеплителем внутри? При этом и технологии строительства разные, и стоимость работ и материалов будет отличаться. Что ж, попробую по порядку на все вопросы ответить. Начнем с первого из них.

Из чего и как строят сегодня частные дома?

Сейчас популярны две основных технологии строительства. Первая из них – кирпичная или блочная монолитная кладка. Это «мокрый» способ, так как в процессе работы замешивается раствор. Второй («сухой») способ строительства предполагает сборку дома, как конструктора, из крупных элементов. Основную часть стен составляет утеплитель. В принципе, обе технологии позволяют получить крепкие и вполне пригодные для жилья сооружения.

Главное – правильно выбрать, из чего строить, а также того, кто будет строить. Особенно это касается каркасных домов. Тут важно не прогадать с выбором материалов надлежащего качества, а строителей найти толковых, которые ничего не напортачат. Поэтому не стоит торопиться – если дом из тяжелых материалов испортить не так легко, то в случае с легкими материалами лучше семь раз отмерить, а уж строить – так идеально.

А что такое тяжелые и легкие материалы?

Закономерный вопрос. А ответ на него прост – тяжелые, иначе, массивные, материалы называют еще каменными. К ним относятся пенобетонные и газобетонные блоки, керамические блоки. Ну и кирпич, конечно. Такой дом требует мощного железобетонного фундамента, как правило, ленточного. Перекрытия в основном делают с частыми ребрами, тоже из железобетона. Иногда используют деревянные балки и перекрытия.


Основными материалами из которых строятся тяжелые стены это: керамические кирпичи и блоки, пеноблоки, газоблоки, термоблоки.

Если говорят, что стены у дома из легкого материала, то имеют в виду либо панельно-щитовой дом, либо каркасный. Последний состоит из каркаса (металлического или деревянного), слоя утеплителя (минвата или пенополистирол) и слоя обшивочного материала. У легкого дома и фундамент облегченный – плитный, столбчатый, ленточный. Перекрытия могут быть из дерева. Возводится такое жилье быстро и просто, в отличие от тяжелого дома.


Легкие стены возводятся из таких материалов как: СИП панели, деревянные и металлические утепленные каркасы, деревянный брус.

Сколько мой дом простоит?

Отвечу так: если материал выбран правильно и без брака, а строители неукоснительно соблюдали технологию, то на три поколения дома (причем любого) хватит. А это лет 75, не меньше. При хорошем ремонте он и дольше протянет. Дом из тяжелых материалов, ладно построенный, может более века прослужить. Ведь материал его стен очень долговечен. Для достижения такого результата должны быть предусмотрены защита от влаги и прочный фундамент. Имейте в виду: если перекрытия сделать из дерева, то лет через 50 они начнут требовать замены.


Дом из тяжелых материалов прослужит долго и является хорошим вложением денежных средств.

Каркасный же дом, как правило, служит от 25 до 50 лет. Зависит его срок жизни от качества каркаса, а также материала для теплоизоляции и особенностей его монтажа. Дерево для каркаса в идеале должно быть абсолютно сухим и не иметь изъянов, утеплитель – качественным и хорошо закрытым от попадания воды. Ремонт каркасного дома обычно проводится только снаружи – заменяется обшивочный материал и утеплитель.

Итак: если вы хотите, чтобы в построенном вами доме и детям, и внукам довелось пожить, то выбирайте для строительства кирпич или газобетонные блоки. Эти материалы отличаются долговечностью. Ни один каркасный дом столько не простоит, сколько кирпичный.

А из чего дешевле строить дом?

Сами понимаете, что дом, который долго прослужит, обойдется дороже. К примеру, сегодня есть каркасные дома, способные, по расчетам, 100 лет простоять. Но их строить дорого – не дешевле, чем кирпичные. А в среднем, конечно, менее затратным будет строительство дома с легкими стенами. Для них применяют такие материалы, как минвата, полимерные мембраны, пенополистирол, гипсокартон, ориентировано-стружечные плиты, дерево. Стена получается не слишком толстой, а стоимость ее квадратного метра составляет примерно 35 $. Если использовать СИП-панели, то она снизится до 30 $. Приплюсовав недорогой облегченный фундамент и транспортные расходы (тоже минимальные), получаем общую стоимость до 240 $ на м² помещения.

Стоимость тяжелого дома зависит от применяемого материала. Дешевле всего использовать ячеистый бетон, дороже всего – керамические блоки. Класть штучный материал на раствор – трудоемкое занятие, поэтому строителям придется заплатить 40% от цены материалов, не меньше. Возвести кирпичную стену толщиной 38 см обойдется в 65 $ на м². Газобетонная стена будет стоить дешевле (55 $ на м²), а керамическая – дороже (70 $ на м²). Станут в копеечку и массивный фундамент, и перевозка тяжелых материалов. В итоге средняя общая стоимость квадратного метра будет составлять до 600 $.

Итак: рассказываю, из чего выгодно строить дом: тяжелый дом строить дороже, чем легкий, в 2, а то и в 4 раза. Поэтому, если вы располагаете ограниченными средствами и не хотите залезать в долги, выбирайте дом из легких материалов. Вы сможете его и попросторнее сделать, и отделать поинтереснее. Очень популярными на сегодняшний день, являются газобетонные блоки, которые также позволяют несколько сэкономить по сравнению с кирпичом.

Сколько примерно продлится стройка?

Иногда ответ именно на этот вопрос является определяющим. Что ж, лукавить не буду – тяжелые стены быстро не выложишь. На стройку год уйдет, не меньше. Причем это для не очень большого дома (до 150 м2). Считайте сами: месяц уйдет на фундамент, два месяца – на стены. Положить перекрытия, окна с крышей поставить, утеплить, оборудование смонтировать – еще месяца 3 или 4. Ну, и чистовые отделочные работы несколько месяцев отнимут. Поэтому, даже если вы начнете строить, едва стает снег, к новогодним праздникам вряд ли заселитесь. Готовьте новоселье к следующему лету.

А вот легкие стены благодаря отсутствию «мокрых» работ возводятся недолго. Такой дом можно за 1-2 месяца построить. Если все сборные элементы подготовлены, то стройка идет просто молниеносно. Фундамент будет готов через 2-4 недели. А дальше собирают каркас, кладут утеплитель и обшивают дом, затем проводят внутренние работы. На всё про всё уходит от месяца до двух, в зависимости от габаритов дома. А если брать готовые панели, то дом можно и за 1-2 недели поставить. В обоих случаях имеются в виду все работы до чистовой отделки. Ее можно начинать сразу, не ожидая, пока стены высохнут или дадут усадку. Короче, весной начнете – осенью точно заселитесь.


Если при выборе, из чего строить дом, основным критерием является скорость, то легкий дом – лучший вариант.

Если у меня маленький участок, то из чего лучше строить дом?

Имейте в виду, что тяжелые дома и размаха требуют основательного. Придется на участке много места выделить не только для фундамента, но и для склада, размешивания бетона, столярных работ. Куда-то надо будет складывать кучу мусора – битый кирпич, части опалубки, пустые мешки с ящиками. Для этого приготовьте площадь, равную самому дому. А вот для каркасного здания столько места не потребуется – нужно будет всего лишь положить где-нибудь компактно упакованный комплект деталей. Не придется искать, где раствор замесить и где опалубку сколачивать. А из СИП-панелей и вовсе «с колес» можно строить.

Итак: Если у вас на участке уже разбит садик и всё приведено в порядок, то лучше остановиться на легком доме, не требующем много места при постройке. А дом из тяжелых материалов практичнее возводить на пустом участке.

В каком случае стройку можно оплачивать частями?

Если всей необходимой суммы сразу у вас нет, можно вкладывать деньги в каждый этап работ поочередно. Правда, чем дольше тянуть с вложениями средств, тем больше получится общая итоговая сумма. Поэтому, если есть возможность, лучше оплатите всё сразу.

Строя тяжелый дом, вполне возможно вкладывать деньги постепенно. Сначала соорудить коробку, а затем сделать перерыв на любое время. Как только искомая сумма появится, можете продолжать. С легким домом такой вариант не пройдет – оплачивать придется сразу весь комплект материала, сборку дома и монтаж коммуникаций. Только с внутренней отделкой можно повременить, начав ее тогда, когда нужная сумма будет в наличии.

Какому дому менее страшен пожар?

Хотите знать, из какого материала строить дом, не боящийся огня? Сейчас расскажу. Огнестойкость, исходя из пожарных норм, у легких и тяжелых домов различная. Так, тяжелые стены в сочетании с железобетонными перекрытиями дают II класс огнестойкости, а с деревянными – III класс. Тяжелые материалы мало способствуют распространению огня, поэтому соседние дома могут быть построены на расстоянии 8 метров.

Легкие дома, в основе которых лежит деревянный каркас, не столь устойчивы к огню. Их классы огнестойкости – IIIа, IIIб и IV. Это естественно – дерево, даже огнестойкой пропиткой покрытое, загорится и разрушится быстрее, чем кирпич, например. А мембраны из полимеров и пенополистирольный утеплитель еще и отравить могут, выделяя при нагревании токсины. Поэтому такой дом должен отстоять от соседних строений метров на 10 или 15.

Итак: тяжелые дома труднее загораются и не так опасны при пожаре. И еще: если ваш участок имеет вытянутую и узкую форму, построить каркасный дом пожарники могут не разрешить. Ведь безопасное расстояние до соседних построек не будет обеспечено. Но все зависит от норм, вашей страны проживания.

Стены из каких материалов будут неприступными?

То есть: из чего строить стены дома, чтобы нежеланные гости их не повредили и внутрь не проникли? Отвечу — не так-то просто разрушить стену, сделанную из тяжелого материала. Причем голыми руками ее не возьмешь, да и с инструментом это займет немало времени. А брешь в этой стене дому в целом не повредит, и заделать ее можно тем же кирпичом.

А вот с легким домом дело обстоит иначе, и его прочность зависит от материала обшивки. В принципе, любой обшивочный материал можно распилить той же болгаркой. Но ведь под ним еще утеплитель, который надо вытащить, а затем еще и гипсокартонный слой разрезать. Плохо, если при повреждении стены будет и каркас задет. Но всё равно ремонт осуществить вполне реально.

Итак: если вы хотите, чтобы ваш дом, стоящий обособленно, был неприступен для злоумышленников, делайте его стены тяжелыми.

Какой взять проект – готовый или индивидуальный?

Тяжелый дом можно возводить по любому проекту – ограничений нет. Многие выбирают эксклюзив, заказывая проект в соответствии со всеми своими пожеланиями. Но и в готовом решении есть плюсы. Например, вам могут показать построенным по этому проекту дом, и вы даже сможете увидеть его изнутри. Найти готовые проекты можно в многочисленных интернет каталогах.

Легкий дом обычно строят по готовому проекту. Его можно приобрести у специализированной фирмы вместе с комплектом элементов для сборки. А отделку вы уже по своему вкусу произведете. Но если не люб вам типовой дом, то за дополнительную плату вы вполне можете заказать индивидуальный проект. Но при этом должны соблюдаться общие требования к каркасному домостроению.


Готовый проект обойдется дешевле. Но при повышенных требованиях к дизайну дома и его планировке типовой проект каркасного здания вас вряд ли удовлетворит.

В каком доме будет теплее?

Тяжелые материалы для стен обладают тепловой инерционностью. Иначе говоря, если такой дом основательно промерз, вам придется его долго греть, и внутри длительное время зуб на зуб не будет попадать. Но зато потом, когда обогреватель выключен, нагретые стены будут отдавать тепло в дом. Поэтому в таком помещении достаточно комфортно, даже если температура на улице резко меняется.

Легкие дома в основном состоят из утеплителя, который не способен аккумулировать тепло. Как только включишь обогреватель в таком доме, то сразу и эффект ощутишь. Зато при выключении источника тепла в комнате моментально становится холодно. Поэтому, если температура за окном резко изменится, вы это сразу почувствуете. Надо это регулировать с помощью отопительной системы. Летом же в каркасном доме не жарко – ведь его стены не греются.

Итак: легкий дом прогреть быстро и просто. Решая, из чего строить загородный дом, который будет использоваться периодически, остановите свой выбор на каркасном строении. Соответственно, дом с тяжелыми стенами, медленно нагревающимися и столь же медленно остывающими, лучше использовать для постоянного проживания. В случае аварии, если отопление отключится, в таком доме еще долго будет тепло.

Из какого материала получится экологичный и комфортный дом?

Что касается комфорта, то и в легком, и в тяжелом доме жить неплохо. В обоих будут вполне подходящие и температура, и влажность, причем в любое время года. Воздух в комнатах останется чистым и свежим. Естественно, всё это будет обеспечено лишь при использовании экологичных материалов и соблюдении технологии строительства. Особое внимание и в каменном, и в каркасном доме обратите на правильную вентиляцию.

Для тяжелых домов очень важно не дать влаге попасть на поверхность стен, иначе на них поселится грибок. Кстати, и тепло мокрая стена держать перестанет. Поэтому слой паропроницаемой отделки должен иметь надлежащее качество.

Что касается легкого дома, то ни в коем случае не обшивайте его внутри ДСП. Ведь древесностружечные плиты имеют в своем составе фенол, опасный для здоровья людей. Лучше возьмите гипсокартонные листы и обшейте стены ими в два слоя.

Какие плюсы и минусы имеют тяжелые и легкие дома?

Каркасный дом

Достоинства:

  • Он обойдется недорого.
  • Дом строится очень быстро.
  • На участке не надо выделять много дополнительного места.

Недостатки:

  • Он служит не так долго, как дом из тяжелых материалов.
  • Растянуть финансирование нельзя.
  • В целях пожарной безопасности необходимо большое расстояние от других сооружений.
  • Повредить стены такого дома проще, чем кирпичные или блочные.

Тяжелый дом

Достоинства:

  • Он очень долго служит – не менее 100 лет.
  • Деньги в строительство можно вкладывать частями.
  • Стены здания очень прочные.
  • Здание не боится огня.
  • Проект можно использовать любой – хоть типовой, хоть эксклюзивный.

Недостатки:

  • Такой дом строить достаточно дорого и долго – за один теплый сезон не управиться.
  • Строительная площадка должна быть достаточно большой.

Думаю, теперь-то вы сможете определиться, какие материалы, какую технологию и какой проект использовать. Желаю успешного строительства!

Сравнительные характеристики домов из различных материалов

Материал для стенДолговечность, летВремя строи-тельства, месяцевНеобходимость утепленияНеобходимость и тип наружной отделкиЗатраты в %, за 100% взят кирпич
Стены из тяжелых материалов
Керамический кирпич

Более 100 Около 12 Необходимо Желательно 100
Керамический блок

Более 100 Не менее 6 Зависит от толщины блока, стены и региона проживания Желательно 93
Газобетонные блоки

До 100 лет и более, главное правило — не допускать увлажнения стен. Не менее 6 В большинстве применяется, но зависит от региона проживания и толщины блока Обязательна и желательна паропроницаемая 70
Пеноблоки

Около 100 лет Не менее 6 Необходимо Обязательна, любого типа 90
Термоблоки (монолитный бетон в пенополистирольной опалубке)

Минимум 35 (первые дома построены в 1976 г.) 1 — 3 Не требуется Обязательна, любого типа 50
Стены из легких материалов
Дерево — брус

До 100 и более, зависит от качества материала и ухода за домом 2 — 6 Не требуется В основном не требуется и зависит от региона проживания, но регулярно нужна обработка антисептиками. 60
Деревянный утепленный каркас

Не менее 25, но будет зависеть от качества материала и сборки 1 — 3 Не требуется Обязательна, любого типа 40
Металлический утепленный каркас

Не менее 25, зависит от качества утеплителя 1 — 3 Не требуется Обязательна, любого типа 40
СИП панели (пенополистирол в обшивке из ОСП)

НЕ менее 25 от 1 Не требуется Обязательна, любого типа 30

Видео: Из чего строить дом

Несколько лет я почитывал литературу, посматривал, что и как строят мои соседи и знакомые, что-то строил сам, а потом наблюдал за тем, что из этого вышло в течение нескольких сезонов. Анализировал по мере сил, набирался опыта, Если вы читаете эту статью, то и вы поступаете так же: почитываете да посматриваете. Вот вам ещё один «…опыт, сын ошибок трудных».

Лёгкими постройками принято считать каркасные дома, брусовые и бревенчатые срубы, а также все хозяйственные сооружения из аналогичных материалов. Первая проблема, с которой сталкивается владелец участка при самостоятельном проектировании подобной постройки, - это выбор типа фундамента. Самые приблизительные расчёты показывают, что его стоимость может достигать почти одной трети стоимости всего сооружения, а при самостоятельном строительстве - ещё и до половины всех трудозатрат. Вот и выходит - либо у нас получается недорогой малозаглублённый фундамент, и тогда наша постройка в морозы «гуляет, как на свадьбе», либо тяжёлый и надёжный фундамент, но совершенно неподъёмный по стоимости.

Готовый фундамент для лёгкой каркасной постройки

Оптимальным решением в подобных случаях, на мой взгляд, может быть свайный фундамент. А точнее, его разновидность - бурозаливные сваи.

Их основными преимуществами являются:

  • точка опоры на грунт расположена ниже уровня промерзания;
  • сравнительно низкая стоимость материалов;
  • полное отсутствие подготовительных работ на строительной площадке;
  • возможность возведения фундамента силами одного человека;
  • минимальная величина трудозатрат;
  • возможность доставки всех материалов собственным легковым транспортом.

Итак, технология

Сначала размечаем площадку. Если это будет каркасный дом, то вся работа сводится к разметке точек установки свай по осям строения с шагом 120 см.

Дело в том, что при проектировании каркасного дома выгодно все горизонтальные размеры конструкции в осях сделать кратными 60 см. Это обусловлено в первую очередь как размерами самого бруса, из которого собирают каркас, так и размерами панелей обшивки и плит (матов) утеплителя. Таким образом, при шаге расстановки свай, равном 120 см, каждый второй узел каркаса (место установки вертикальной стойки каркаса на брусе нижней обвязки} будет опираться на одну из свай нашего фундамента. Этого вполне достаточно.

Если же мы собираемся строить что-то более «легкомысленное», допустим, сарай или курятник, то выбор величины шага может быть произвольным. Конечно, всегда хочется сэкономить, установив как можно меньше свай. Это сделает фундамент менее затратным. Но при этом придётся увеличить сечение бруса нижней обвязки, что в свою очередь увеличит стоимость всей постройки. Оптимальным в этом случае мне представляется решение увеличить шаг установки бурозаливных свай, но не более чем до 150 см.

В узлах нашей разметки ломом делаем небольшие выемки, которые позволяют буру заглубиться строго в отмеченной точке.

Готовим материалы

Несъёмной опалубкой заливной сваи является рубероидная гильза, намотанная в два слоя. Рубероид в нашем случае выполняет также и роль смазки, позволяя грунту при промерзании и вспучивании скользить по поверхности сваи, препятствуя её вытеснению. Нарезаем листы рубероида соответствующего размера, сворачиваем гильзу и обматываем её скотчем, но не по всей длине, а только в той части, которая будет находиться над поверхностью грунта. Вверху скотч позволит удержать форму сваи до затвердения бетона, а внизу гильза плотно прижмётся к стенкам скважины. Ещё нам понадобится отрезок арматуры, длиной на 5 см меньше длины сваи. А также компоненты для бетона: цемент, песок, щебень и вода.

Необходимые инструменты

Инструменты, необходимые для изготовления бурозаливных свай: садовый бур ø200 мм, бур-лопатка для уширения нижней части скважины

Форма скважины - цилиндрическая с уширением в нижней части. Уширение необходимо для увеличения опорной поверхности, но самое главное - для предотвращения вытеснения сваи при промерзании грунта. Поэтому нам понадобятся три инструмента: бур садовый, лопатка для уширения и трамбовка. Бур диаметром 200 мм можно приобрести в магазине. Лопатку при наличии инструментов несложно изготовить и в домашних условиях либо заказать в слесарной мастерской. Трамбовка - обрезок небольшого брёвнышка.

Работа садовым буром пояснений не требует, А лопаткой действуем так: опускаем её в готовую скважину, заглубляем немного в стенку и проворачиваем. Отогнутая передняя кромка лопасти лопатки заходит в стенку скважины под углом, поэтому сама легко заглубляется. После полного оборота извлекаем срезанный грунт. Повторяем операцию, чтобы подчистить поверхность уширения. Уплотняем дно скважины трамбовкой. На этом земляные работы можно считать выполненными.

Конструкция лопатки

Если диаметр пробуренной скважины равен 200 мм, то основной размер лопатки должен быть равен 190 мм, чтобы её можно было легко опустить на дно скважины. Материал срезающей грунт лопасти - стальной лист толщиной 2 мм, высота её - 100 мм. Остальные размеры несущественны, их можно взять из эскиза на глазок (рис. 1).

Рис. 1. Бур-лопатка для уширения нижней части скважины

Изготовление сваи

Заливаем заранее приготовленный бетон на дно скважины до заполнения всей полости уширения и вставляем по центру пруток арматуры. Затем опускаем в скважину гильзу и продолжаем заливать бетон, периодически штыкуя его ломом. Когда гильза заполнится, приподнимаем её (немного пошевеливая) до уровня, определяемого натянутым на заданной высоте шнуром. Доливаем раствор и выравниваем поверхность, Полностью весь технологический процесс изготовления бурозаливной сваи показан на рис. 2.

Рис. 2. Краткая технологическая карта изготовления бурозаливных свай в картинках: 1 - бурим скважину; 2 - расширяем нижнюю часть скважины буром-лопаткой; 3 - трамбуем дно; 4 - заливаем полость-«грибок» бетоном, вставляем по центру пруток арматуры; 5 - вставляем гильзу из свёрнутого в два слоя рубероида; 6 - заливаем часть бетона и штыкуем его ломом; 7 - приподнимаем гильзу на заданный уровень, отмеченный горизонтально натянутым шнуром; 8 - доливаем бетон и выравниваем поверхность.

Хочу обратить внимание ещё на несколько важных моментов, от которых, по-моему, также зависит успех всего дела.

Бетон

Для приготовления бетона нужны цемент, песок и камень (гравий, щебень). Считать пропорции и отмерять порции удобнее всего вёдрами (-10 л}. Цемент обычно имеет марку 400 или 500. В стандартном мешке цемента содержатся примерно три почти полных ведра. Если цемент имеет марку 400, то на одно ведро нужно три ведра песка, если же - марку 500, то на ведро цемента понадобятся четыре ведра песка. Для замешивания раствора в смесь цемента и песка необходимо добавить около одного ведра воды. Полведра можно вливать смело, а дальше в процессе перемешивания следить за консистенцией получающейся смеси и доливать воду маленькими порциями по мере необходимости. Сколько добавлять камня? Ровно столько, сколько влезет. Камень - это и экономия цемента, и прочность бетона. Смысл дозировки заключается в том, чтобы не допускать образования пустот между отдельными камнями: они должны буквально плавать в цементно-песчаной смеси.

Размер сваи

Это, пожалуй, самый дискуссионный вопрос. По СНиПам глубина промерзания для средней полосы России составляет 1,4 м. Отсюда самое простое решение - сделать сваи длиной 2 м, чтобы точка опоры на грунт залегала заведомо ниже уровня максимально возможно го промерзания. Но если наша постройка представляет собой лёгкий каркасный дом, который допускает незначительные подвижки фундамента, то двухметровые сваи выглядят довольно расточительно. Не хочу брать на себя ответственность и, тем более, не собираюсь опровергать официальный научно обоснованный документ, но всё же замечу: по опыту некоторых построек, за которыми я слежу уже не один год; бурозаливные сваи метровой длины, заглублённые всего на 90 см, не меняют своего положения на пучинистых глинистых грунтах даже в очень сильные морозы.

Крепление каркаса постройки к фундаменту

Как правило, если планируется возведение каркасной постройки, то в оголовок сваи предлагается вмуровать резьбовые шпильки или анкерные болты, а затем, просверлив в соответствующих местах в брусьях нижней обвязки отверстия, намертво привинтить их гайками. Такой способ крепления брусьев обвязки, по-моему, может запросто разрушить всю конструкцию. Судите сами. Практически всегда мы вынуждены закупать материалы (доски и брус) сырыми. Затем из этих сырых материалов собираем нижнюю обвязку и намертво крепим её анкерными болтами. При высыхании дерево уменьшается в размерах в направлении вдоль волокон примерно на полпроцента. Это значит, что шестиметровая балка укорачивается как минимум на 3 см. Что при этом происходит? Отверстие под анкерное крепление частично или полностью разрывается. А в результате нарушенными оказываются и наиболее нагруженные и ответственные угловые узлы всей каркасной конструкции. Последствия этого, по-моему, очевидны и в комментариях не нуждаются.

И наконец, если зима будет особо морозной и малоснежной, а грунт промёрзнет ниже точки опоры наших свай, то заметные подвижки их могут быть не только вверх-вниз, но и вбок. А это опять же может привести к разрыву наиболее ответственных узлов конструкции.

Чтобы избежать подобных неприятностей, наиболее удобным и безопасным мне представляется крепление каркаса к сваям с помощью закладных дюбелей и Г-образных металлических пластин. Во время заливки верхней части опалубки сваи в ещё не застывший бетон вмуровываем дюбели. Размещаем их таким образом, чтобы при укладке нижней обвязки каркаса болты крепления находились не под брусом, а сбоку, с внутренней стороны периметра. После выравнивания диагоналей нижней обвязки брусья соединяем с дюбелями при помощи стальных Г-образных пластин и шурупов. Такое соединение надёжно фиксирует элементы каркаса при сборке и в то же время не препятствует неизбежным подвижкам при высыхании древесины.

И в заключение хочу отметить ещё один плюс бурозаливной технологии. Изготовление фундамента на бурозаливных сваях не требует одновременной укладки большого количества бетона и может быть прервано или временно приостановлено на любом этапе. Это дополнительное удобство для занятых людей. Все работы могут быть распределены на несколько выходных дней. Материалы также могут завозиться поэтапно, что в конечном счёте удешевляет всю постройку.

Как стало известно из общения губернатора региона Андрея Воробьева с журналистами ПМЭФ 2017, правительство Московской области приостановило проектирование линии легкорельсового транспорта (ЛРТ), о котором было заявлено еще в 2013 году. В ходе форума губернатор озвучил причину сдвигов срока начала строительства:

«Необходима более детальная проработка проекта на предмет взаимодействия ЛРТ с Московским метрополитеном и другими видами пригородного транспорта»

Речь, в частности, идет о перспективах интеграции нового проекта в систему московского метро. В частности, о действующих станциях «Мякинино», «Волоколамская» и «Котельники», а также о станциях «Челобитьево» и «Некрасовка», строительство которых запланировано на ближайшее время.

Итак, давайте разбираться, какая судьба ждет легкое метро в Подмосковье, и какие новости о перспективном строительстве стоит ожидать в 2018 году?

По словам губернатора Андрея Воробьева, все дороги, связывающие города Подмосковья, идут через Московскую кольцевую дорогу, что доставляет большие неудобства, как жителям городов-спутников, так и жителям столицы. Данный проект призван разгрузить автомобильные дороги и пригородный железнодорожный транспорт, обеспечить дополнительные удобства при передвижении людей.

Строительство легкого метро обеспечит стратегическое развитие Подмосковья. По расчетам специалистов, на реализацию только первого участка, который соединит Подольск и аэропорт Домодедово, потребуется четыре года и 57 миллиардов рублей. Два года на проектирование, два на строительство и введение в эксплуатацию. По заверениям представителей пресс-службы Минтранса, уже в 2022 году, первые пассажиры смогут воспользоваться скоростным трамваем.

В этом же году планируется начало строительства второго участка ЛРТ Домодедово-Раменское с заездов в воздушную гавань «Жуковский». Протяженность этой ветки составит около 35 км.

Стоимость первого пускового комплекса оценивается в 107 миллиардов рублей. Для старта программы выбраны населенные пункты:

  • Подольск;
  • Домодедово;
  • Раменское.

Выбор не случаен. Все дело в максимальной напряженности движения именно в Южной части Подмосковья. Ежегодный пассажиропоток через аэропорт Домодедово, сейчас составляет около 30 млн. человек и в ближайшем будущем, он будет только расти. Строительство легкого метрополитена позволит пассажирам и работникам воздушной гавани попадать непосредственно в зону вылета.

Кроме этого, в транспортно-пересадочных узлах, линия легкого метро будет вплотную подходить к железнодорожным станциям, Курского, Рязанского и Павелецкого направлений.

Ввод в эксплуатацию ЛРТ позволит пассажирам осуществлять пересадку на другие виды транспорта еще на подъезде к столице. На 2018 год, схема легкого метро в Подмосковье, решает транспортную проблему по следующим направлениям:

  1. На Юго-западном участке новая ветка ЛРТ, объединит города Подольск и Одинцово.
  2. На Юго-восточном направлении начнется прямое сообщение между городами Жуковский, Видное, Люберцы и Домодедово.
  3. В Северо-восточночном направлении планируется наладить прямее сообщение между населенными пунктами: Балашиха, Королев, Ивантеевка, Мытищи и Фрязино.
  4. На северо-западе, линия ЛРТ соединит Химки, Долгопрудный и Красногорск.

Ветка Подольск-Домодедово будет включать в себя 10 станций, пять из которых задуманы, как крупные транспортные узлы. Вся программа строительства легкого метро в Подмосковье рассчитана на 11 лет. До 2028 года планируется сдать в эксплуатацию порядка 50 станций.

Легкое метро в Подмосковье 2018: проект и схема строительства

Кольцевая линия легкого метро, протяженностью 241 км, свяжет между собой самые крупные населенные пункты и аэропорты области.

Скоростные трамваи, которые будут курсировать по ЛРТ, представляют собой железнодорожный состав, состоящий из -3 сдвоенных вагонов, оборудованных по самым современным стандартам: WI-FI, системы отопления и кондиционирования, видеонаблюдения. Скорость движения бесшумного состава между станциями будет достигать 80-100 км/ч.

Если сейчас жители Подольска только до Домодедова, тратят не менее 90 минут, то при введении в эксплуатацию ЛРТ в Подмосковье, время в пути сократится до 15-17 минут. Вместительность трамвая до 500 человек, что обеспечит ежегодный пассажирооборот до 60 млн. человек.

Финансирование и стоимость проекта

По оценкам специалистов, занимающихся проектированием ЛРТ в Подмосковье, стоимость каждого километра линии будут составлять от 1,5 до 2 миллиардов рублей. Общая стоимость проекта, в первом приближении, составит 250 млрд, что даже для столицы является достаточно крупной суммой.

Данный проект привлек множество инвесторов. Более 10 зарубежных и Российских компаний готовы вложить около 20% необходимых средств в строительство и запуск системы рельсового сообщения между Москвой и Подмосковьем. Источниками возврата инвестиций будут не только оплата за проезд.

Согласно расчетам проекта, стоимость билета на ЛРТ не будет превышать цену, установленную на поезд в транспорте пригородного сообщения.

Основные деньги инвесторы получат от развития прилегающих к ЛРТ территорий. По задумке создателей, рядом со станциями появятся торговые и бизнес центры. Проведение проектных изысканий и выкуп земель производится за средства государства. Все остальные расходы лягут на плечи инвесторов, среди которых ряд крупных китайских, французских и немецких компаний. По словам чиновника из Подмосковного правительства, о заинтересованности в развитии проекта заявили и российские банки и компании:

  1. Сбербанк,
  2. Уралвагонзавод и пр.

Вложить деньги в «легкое метро» готова и холдинговая группа «Мортон», компании которой занимаются строительством жилья в Подмосковном Видном. Застройщик выразил желание протянуть ветку ЛРТ к своим новостройкам. В интервью, руководитель группы компаний «Мортон», Александр Ручьев сообщил, что ориентировочная стоимость данной линии составит 280 млн. у.е.